ГЦОЛИФК: эхо минувшей эпохи

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, профессор В.И. Маслов

ˑ: 

ГЦОЛИФК: эхо минувшей эпохи

Кандидат педагогических наук, профессор В.И. Маслов. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва

 

У каждого времени – свои герои.

Одни совершали свой подвиг годы, другим хватило мгновений, чтобы остаться в веках.

У каждого героя – свое время…

(Из книги «Следы человека»)

 

Ключевые слова: история, учебное заведение, физкультурное образование, социально-исторический анализ.

Веление времени. 29 мая 1918 г. Государственная комиссия по просвещению на заседании с участием Наркома А.В. Луначарского санкционировала открытие в Москве института физической культуры (ИФК).

Инициатива создания вуза принадлежала руководителю школьно-санитарным отделом Наркомпроса Вере Михайловне Бонч-Бруевич (Величкина).

Органы и учреждения Здравоохранения, частью которых являлся школьно-санитарный отдел, во главу своей деятельности ставили профилактику заболеваний и общий подъем культурного уровня населения. То и другое в Наркомздраве связывали с физической культурой.

Как врач и Нарком здравоохранения Н.А. Семашко считал: индивидуальная и социальная гигиена лежат в основе советской медицины, что сближает деятельность органов здравоохранения с работой по физической культуре. Последняя в советском понимании означает не рекордсменство, а физическое оздоровление трудящихся. Поэтому-то, объяснял Н.А. Семашко, мы провозгласили лозунг: «Физкультура – 24 часа!». Это значит, что «Физику» организма надлежит культурно воспитывать в течение всего дня – работая, отдыхая, в гигиенических условиях [5].

P. S.

Осмысление пути, пройденного Центральным институтом физической культуры в условиях строительства социалистического общества, плановой экономики и трансформации социального заказа на подготовку специалистов, – повод для вдумчивого размышления не о развитии бывшего, а о творении нового понимания целей и содержания физкультурного образования, диктуемого особенностями движения России по новым социально-экономическим законам.

Литература

1. Аминова-Конторович М. Десять лет Государственного Центрального института физической культуры / М. Аминова-Конторович // Физкультура и спорт. – 1928. – № 2. – С. 3.

2. Зимянин М.В. Высшая школа на новом этапе: сокращенный стенографический отчет / М.В. Зимянин // Всесоюзное совещание работников высших учебных заведений в г. Москве, 6-8 февраля 1980 г. – М.: Высшая школа, 1980. – С. 26.

3. Маслов В.И. Отражение требований перестройки высшей школы в новом (типовом) учебном плане по специальности «Физическая культура» / В.И. Маслов // Теория и практика физ. культуры. – 1984. – № 8. – С. 46–50.

4. Матвеев Л.П. Теория физического воспитания и общая теория физической культуры: состояние и перспективы / Л.П. Матвеев // Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Александра Дмитриевича Новикова, 26-27 мая 2006  г. – М.: РИО РГУФК, 2006. – С. 7–9.

5. Семашко Н.А. Физическая культура в научном освещении / Н.А. Семашко // Сборник трудов Государственного Центрального института физической культуры Наркомздрава. Предисловие. – М.: Изд-во Высшего и Московского Совета физической культуры, 1924.

Информация для связи с автором: Irina_kosmina@mail.ru

Поступила в редакцию 29.03.2013 г.