Педагогические условия сопряжённого развития физических и нравственных качеств детей
Фотографии:
ˑ:
Педагогические условия сопряжённого развития физических и нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания
Доктор наук по физическому воспитанию и спорту, профессор Т.Ю. Круцевич. Национальный университет физического воспитания и спорта, Киев, Украина
Кандидат педагогических наук, профессор Н.Е. Пангелова. Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды, Переяслав-Хмельницкий, Украина
Ключевые слова: сопряжённое развитие, физические и нравственные качества, дети дошкольного возраста, физическое воспитание.
Введение. Формирование социально активной личности в сочетании с физическим развитием – необходимое условие подготовки к жизни в современном обществе. Особенно значимо это положение в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, что отмечено в большом количестве законодательных актов.
Современная Украина переживает непростой исторический период. Негативные тенденции, которые угрожают развитию общества, заключаются не только в экономическом кризисе и политической нестабильности, но и в деформации личности. Сегодня материальные ценности часто доминируют над духовными в общественном сознании, поэтому у детей появляются искажённые представления о нравственности.
Цель исследования – обосновать и разработать педагогические условия комплексного развития физических и нравственных качеств детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
Методы и организация исследований. В процессе исследований были использованы следующие методы: теоретический анализ литературных источников и обобщение опыта передовой педагогической практики; педагогические методы (педагогические эксперименты, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование); физиологические методы, антропометрические методы; психодиагностические методы; методы математической статистики.
Исследования проводили в ДОУ № 149 г. Львова и ДОУ №9 «Солнышко» г. Переяслав-Хмельницкого Киевской области. Исследуемым контингентом были 154 ребёнка 5-6-летнего возраста.
Выводы. Педагогические условия, направленные на комплексное развитие физических способностей и нравственных качеств детей 5 и 6 лет, реализовывались с учётом основных дидактических закономерностей, возрастных особенностей нормирования общей и выборочной величины физических нагрузок.
Проведенные педагогические эксперименты подтвердили эффективность разработанных педагогических условий сопряженного развития физических способностей и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания в системе работы дошкольных образовательных учреждений.
Литература
1. Бальсевич В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ: метод. пособие /В.К. Бальсевич и др. – СПб.: Питер, 2006. – 72 с.
2. Богінич О.Л. Фізичне виховання дошкільників засобами гри: навч.-метод. посіб. / О. Богінич. – К.: Шкільний світ, 2007. – 120 с.
3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольника /Л.Д.Глазырина. – М.: Владос, 1999. – 262 с.
4. Козырева О.В. Спартианская программа воспитания, образования и организация досуга детей дошкольного возраста / О.В. Козырева, В.И. Усаков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 1. – С. 58–61.
5. Круцевич Т.Ю. Спеціфічні принципи комплексного розвитку особистості дітей дошкільного віку в процесі фізичного виховання / Т.Ю. Круцевич, Н.Є. Пангелова // Спортивний вісник Придніпров’я. – 2009. – № 2-3. – С. 96–98.
6. Пангелова Н.Є. Зміст та організаційна структура туристсько-краєзнавчої діяльності в умовах дошкільної освітньої установи / Н.Є. Пангелова, М.Д. Попов //Гуманітарний вісник державного вищого навчального закладу «Переяслав-Хмельницький державний педагогічний університет імені Григорія Сковороди»: наук.-теор. збірник. – Тернопіль: Астон, 2006. – Спец. випуск: Педагогіка. – С. 137–142.
Информация для связи с автором: tmfv@ukr.net
Поступила в редакцию 27.11.2012 г.