Теоретико-методологические подходы К психологическому обеспечению спортивной деятельности
Фотографии:
ˑ:
Теоретико-методологические подходы К психологическому обеспечению спортивной деятельности
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Находкин. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск
Ключевые слова: методологические подходы, спорт, спортивная деятельность, психологическое обеспечение, тренер–спортсмен, спортсмен–спортсмен, модель, человек как субъект спортивного труда, мотивация эффективности, компетентность.
В борьбе равных побеждает психология!
Пьер де Кубертен
Спорт сегодняшнего дня – это одна из сторон нашей современной культуры и социальной жизни общества, имеющая свое содержание, структуру, закономерности и механизмы проявления. Зрелищность спорта притягивает к нему многомиллионные массы людей. Спорт – не только спортивная борьба на аренах и дорожках стадионов, это наш образ жизни, в которой мы соревнуемся каждый день, сфера становления личности и образа Я, область, где реализуются мечты и желания, где каждый может найти свое место. Спорт – чаще всего первый опыт преодоления трудностей и победы над собой, это опыт поражений и умение бороться с ними.
Цель исследования – теоретико-методологическое обоснование проблемы психологического обеспечения спортивной деятельности.
Вывод. Современный спорт представляет собой развитую инфраструктуру, неотъемлемую часть мировой культуры, отрасль производства материальных и духовных ценностей, производящую и воспроизводящую психологический мир человека – личность спортсмена и тренера. К настоящему времени созданы все условия и предпосылки участия психологической науки в «спортивном производстве человека».
Литература
1. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / Г.Б. Горская. – Краснодар, 1995. – 182 с.
2. Григолова А.В. Методологические вопросы системного подхода в психологическом обеспечении высококвалифицированных спортсменов / А.В. Григолова. – М., 1986. – С. 10–11.
3. Крылов А.А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире / А.А. Крылов // Вестник БПА. – 1998. – Вып. 4. – С. 46–48.
4. Медведев В.В. Психологическое обеспечение спортивной деятельности / В.В. Медведев. – М.: ГЦОЛИФК, 1989. – 74 с.
5. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 5–19.
6. Психологическое обеспечение спортивной деятельности: Сб. науч. тр. / Под ред. И.П. Волкова. – Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. – С. 3–7.
7. Психологическое обеспечение спортивной деятельности / В.М. Мельников, В.Н. Непопалов, Е.В. Романина [и др.] // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. – М., 1998. – Т. 3. – С. 122–129.
8. Родионов А.В. Основные направления психологического обеспечения участия российских спортсменов в играх Олимпиады 2008 года / А.В. Родионов // Спортивный психолог. – 2008. – № 2. – С. 4–6.
9. Сопов В.Ф. Модель системной организации психологического обеспечения подготовки спортсменов / В.Ф. Сопов // Психологическое обеспечение подготовки спортсменов. – Л., 1987. – С. 5–14.
10. Стамбулова Н.Б. О формировании спортивно-важных психических свойств спортсмена / Н.Б. Стамбулова / Психологическое обеспечение спортивной деятельности: Сб. науч. тр. / Под ред. И.П. Волкова. – Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1988. – С. 20–30.
11. Цзен Н.В. Психотехнические игры в спорте / Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 160 с.
Информация для связи с автором: Nahodkin_vasily_@mail.ru
Поступила в редакцию 17.11.2012 г.