Особенности формирования мотивационной направленности субъектной позиции спортсменов в юношеском возрасте

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Пархоменко
Таблица 1. Взаимосвязь мотивационных индикаторов и показателей социальной адаптации
Таблица 2. Взаимосвязь мотивационных индикаторов и показателей социальной адаптации

ˑ: 

Особенности формирования мотивационной направленности субъектной позиции спортсменов в юношеском возрасте

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Пархоменко. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Ключевые слова: субъектность, спортивная деятельность, мотивационная структура, общежитейская и деловая направленность, социальная адаптация, юношеский возраст.

Актуальность. Процесс социализации современной молодёжи происходит в усложнённых условиях. Это связано не только с экономической ситуацией в стране, но и с тем, что в настоящее время наблюдается кризис семьи и школы как институтов социализации. Этим объясняется повышенное внимание к внешкольным образовательным учреждениям, в том числе детским спортивным школам, которые располагают возможностями для компенсации недостающих социализирующих влияний. В связи с этим возникает необходимость в детальном анализе влияния занятий спортом на механизмы формирования субъектных свойств личности.

Методы и организация исследования. Исследование посвящено изучению возможностей спорта как  среды, способствующей формированию мотивационной направленности субъектной позиции спортсмена и способов реализации этих возможностей в юношеском возрасте.

Основным индикатором становления субъектности служили показатели социально-психологической адаптации, определяемые по опроснику Роджерса и Даймонда в адаптации А.К. Осницкого [11]. Особенности мотивационной структуры личности устанавливались по методике В. Э. Мильмана [8].

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. У спортсменов юношеского возраста, так же как и у их сверстников, не занимающихся спортом, проявляется специфическая динамика формирования мотивационного профиля в зависимости от образовательной среды (спортивная, учебная), что затрудняет формирование субъектной позиции личности, усложняет социализацию, личностное и профессиональное самоопределение, особенно это выражено у девушек специализаций  гандбол и народная гребля.

2. Спорт оказывает разнонаправленное влияние на личностное развитие спортсменов и становление их взаимоотношений со взрослыми (семья, тренер). Позитивной стороной влияния занятий спортом является преимущество спортсменов перед не занимающимися спортом по сформированности субъектных свойств личности, делающих спортсменов активными в построении своего жизненного пути. Негативной стороной влияния занятий спортом является вызываемое соперничеством и жесткостью среды общения изменение нормативного развития взаимоотношений со значимыми другими.

3. Исходя из теоретических представлений о магистральных направлениях психического развития в юношеском возрасте и специфике спортивной деятельности, можно спроектировать успешность спортивной карьеры в условиях ранней профессионализации на разных этапах их подготовки.

4. С учетом выявленных мотивационных направлений субъектных свойств личности можно создать систему психологического сопровождения подготовки спортсменов в условиях ранней профессионализации путем наращивания личностных ресурсов для обеспечения полноценной реализации, развивающего потенциала спортивной карьеры.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 125 с.

2. Багина В.А. Психолого-педагогические условия активизации юных спортсменов в профессиональном самоопределении: автореф. дис. … канд. пед. Наук / В.А. Багина. – М., 1995. – С. 20.

3. Брушлинский  А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) // Психологический журнал, – 1991. – Т. 12, – № 6. – С. 3–20.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. – 671 с.

5. Горская Г.Б. Психологические факторы самореализации профессионалов высокого класса: дис. … докт. психол. наук / Г.Б. Горская. – Краснодар, 1999. – С. 24.

6. Ильин Е.И. Мотив и Мотивация / Е.И. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 508 с

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл; Изд. центр Академия, 2004. – 352 с.

8. Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции / В.Э. Мильман. – М., 1990. – С. 23–43.

9. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М. Митина. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. – 400 с

10. Ольшанская С.А. Особенности формирования субъектной позиции спортсменов в юношеском возрасте / С.А. Ольшанская // Физическая культура, спорт – наука и практика: научно-методический журнал. – 2009. –  № 1. – С. 21–26.

11. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога. – 1998. – № 1. – С. 54–63.

12. Cooley C.H. Human Nature And Social Order / C.Н. Cooley. N.Y/ 1964.

Информация для связи с автором:

тел.: 8(861)255-35-17; e-mail: parhomenkokpi@rambler.ru

Поступила в редакцию 23.12.2012 г.