Адаптационные возможности младших школьников и спортсменов в физкультурно-спортивной деятельности

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор В.И.Сиваков

ˑ: 

Адаптационные возможности младших школьников и спортсменов в физкультурно-спортивной деятельности

Доктор педагогических наук, профессор В.И.Сиваков. Аспирант  Д.В. Сиваков. Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск

Ключевые слова: срочная и долговременная адаптация,  физкультурно-спортивная деятельность, адаптационные возможности, адаптационное истощение.

Введение. Срочная и долговременная адаптация в большей степени связаны с приспособительными возможностями систем и функций человека к физкультурно-спортивной деятельности, которые  проявляются  по-разному и зависят  от напряженности адаптационной ситуации, от адаптационных потенциалов человека.

Адаптация в процессе физкультурно-спортивной деятельности рассматривалась только с положительной стороны, а ее отрицательная сторона  почему-то замалчивалась, оставалась за чертой понимания, или изучалась  в целях ограниченного доступа [1-4].

Плюсы и минусы  есть в любом  адаптационном процессе. Плюс адаптационного процесса известен – это  приспособление. Теперь рассмотрим  в сравнении и минусы этого процесса в физкультурно-спортивной деятельности.

Цель исследования – провести сравнительный анализ  влияния  отрицательной стороны адаптации на системы,  функции младших  школьников  и спортсменов  в  процессе реализации физкультурно-спортивной деятельности.

Адаптационные возможности человека в меньшей степени  напряженно проявляются в физкультурно-оздоровительной деятельности, если это краткосрочная адаптация, и более напряженно – если рассматривается долговременная адаптация в спортивной деятельности.

Литература

1. Платонов В.Н. Теория адаптации и резервы совершенствования системы подготовки спортсменов (часть 1) / В.Н. Платонов // Вестник спортивной науки. – 2010. – № 2. –  С. 8–14.

2. Сиваков В.И. Снижение психической напряженности у школьников в физкультурно-спортивной деятельности: монография / В.И. Сиваков, Д.В. Сиваков, Ю.Г.  Камскова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. – 165 с.

3. Сиваков Д.В. Организация и содержание внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности в повышении адаптационного процесса первоклассников / Д.В.  Сиваков  // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – № 3.– С. 190–197.

4. Фомин Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы / Н.А. Фомин – М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2003. – 383 с.

Информация для связи с автором: vismaster62@mail.ru

Поступила в редакцию 01.01.2013 г.