Инновационный подход к организации учебных занятий по физической культуре студентов

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.З. Зиннатнуров
Распределение часов по разделам физического воспитания

ˑ: 

Инновационный  подход к организации  учебных занятий по физической культуре студентов

Кандидат педагогических наук, доцент А.З. Зиннатнуров. А.В. Кузнецов. Филиал ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Салават

Ключевые слова: студенты, оптимизация, физическая подготовленность, учебный процесс, сохранение здоровья.

Введение. В работах  многих исследователей  доказано, что практика организации учебного процесса по  физическому воспитанию в неспортивных вузах при двухразовых 90-минутных занятиях в неделю не дает тренирующего эффекта, а лишь способствует поддержанию физического развития студентов чуть выше исходного уровня  [2, 3 и др.].

Цель исследования – обосновать инновационный подход к содержанию и организации физического воспитания  в вузе.

Методика  и организация исследования. Для оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию в вузе мы предлагаем заменить 2-разовые занятия в неделю по 90 мин на 3-разовые, продолжительностью по 60 мин или 4-разовые продолжительностью по 45 мин. При 3-разовых учебных занятиях наблюдаются позитивные изменения уровня деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и других характеристик состояния и работоспособности студентов. При 4-разовых занятиях существенно улучшаются состояние здоровья, настроение, умственная работоспособность, но снижается тренирующий эффект упражнений. При организации занятий 3 или 4 раза в неделю организм студента будет получать нагрузку, достаточную для поддержания спортивной формы, развития двигательных и функциональных возможностей.

При использовании такой формы организации занятий студенты не только высоко оценивают свои психофизические и функциональные возможности, но и состояние здоровья, умственную работоспособность и, что весьма существенно, стремление заниматься в таком же режиме физической активности.

Выводы

· Анализ состояния проблемы показал, что несмотря на приказ Министерства образования РФ № 1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования», обязывающий ректоров вузов не только обеспечивать организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами, но и предусматривать в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделение 408 ч на дисциплину «Физическая культура», в большинстве вузов вместо требуемых Всероссийской базисной учебной программой 8 семестров физическая культура преподается только 4 семестра. Отсутствуют не только лекционный курс и методико-практические занятия, но зачастую и учебная работа подменяется проведением различных соревнований и физкультурно-массовых мероприятий.

· В настоящий момент наблюдается определенная тенденция к некоторому снижению уровня разносторонней физической подготовленности, особенно у девушек. Особую тревогу вызывает выявленный за последнее десятилетие рост  гипертонических заболеваний, вегетососудистой дистонии и невротизации студентов, обусловленный низким биоэнергетическим потенциалом и недостаточной психофизической подготовленностью.

Литература

1. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 4. – С. 21–26

2. Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов [под общей редакцией А.В. Карасева]. – М.: Лептос, 1994. – 368 с.

3. Попенченко В.В. Пути повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе: метод. пособие для преподавателей вузов / В.В. Попенченко. – М.: Высшая школа, 1979. – 125 с.

4. Юдин А.С. Эффективность различных вариантов организации и содержания физического воспитания студентов в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук  / А.С. Юдин. – СПб., 1991. – 21 с.

Информация для связи с автором: zaz77@rambler.ru

Поступила в редакцию 18.12.2012 г.