Применение комплексного метода подготовки начинающих теннисистов

Фотографии: 

Аспирант Динь Хунг Чыонг
Таблица 1. Показатели эффективности педагогического эксперимента
Таблица 2. Комплексная тренировка в недельном микроцикле

ˑ: 

Применение комплексного метода подготовки начинающих теннисистов

Аспирант Динь Хунг Чыонг. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: теннис, тестирование, комплексная тренировка, методика.

Актуальность исследования. Успешное выполнение спортивной деятельности определяется комплексом навыков, среди которых выделяются двигательные, мыслительные, сенсомоторные качества и навыки. В игровой практике квалифицированных теннисистов при выполнении основных технических приемов проявляется высокий уровень психомоторных и скоростно-силовых качеств. Однако начинающие юные теннисисты еще не имеют психомоторной и двигательной базы для реализации игровых навыков, без чего игровая деятельность не может быть эффективной. Необходимо применение средств подготовки, которые позволяют параллельно решать задачи оптимизации процесса физического развития и улучшения общей и специальной подготовленности юных спортсменов. Очевидно, этим задачам отвечает метод комплексной подготовки. Он позволяет целенаправленно развивать не только отдельные физические качества в их взаимодействии, но и «сопутствующие» им психомоторные качества, непосредственно влияющие на эффективность игровой деятельности.

Цель исследования – формирование базы всесторонней подготовленности теннисистов. Она состоит из средств и методов  подготовки,  направленной на развитие необходимых качеств и навыков, а также психологической подготовки, направленной на развитие психических качеств и навыков их использования в игровой деятельности.

Методика и организация исследования. В ходе педагогического эксперимента применялись следующие диагностические методы:

1. Тестирование физической подготовленности.

Методический подход к содержанию тестов описан Т.С. Ивановой [6]; это следующая батарея тестов:

1. Бег на дистанцию 18 м.

2. Челночный бег  6 х 8 м.

3. Метание теннисного мяча.

4. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами.

5. Подтягивание ног к груди из положения виса (колич. раз за 30 с).

6. Сила правой / левой кисти (кг),

7. Тест «на координацию» (колич. пойманных правой / левой рукой мячей, 10 попыток).

Фиксировались также показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) непосредственно после челночного бега в течение 30 с.

Выводы. Средства и методы комплексной тренировки оказывают благоприятное воздействие на уровень общей подготовленности начинающих теннисистов 10 лет. Это касается некоторых разделов физической и психологической подготовленности, связанных с проявлениями двигательных и психомоторных качеств.

В наибольшей степени комплексная тренировка влияет на процесс физического развития и улучшения общей и специальной подготовленности юных спортсменов.

Отмечается позитивное воздействие средств и методов комплексной тренировки  на реализацию потенциальных возможностей юных теннисистов в игровой деятельности (быстрота старта и рывков, скоростная выносливость, сила удара, реакция на смену действий соперника и упреждающие контрдействия в ответ на его действия).

Литература

1. Бойко В.В.  Целенаправленное развитие  двигательных  способностей человека / В.В. Бойко. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с.

2. Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли. – М.: Прогресс, 1976.

3. Динь Хунг Чыонг. Возрастная динамика психических качеств детей 8-10 лет в связи с фактором начальных занятий теннисом / Динь Хунг Чыонг// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2013. – № 1. – С. 46.

4. Железняк. Ю.Д. Концепция построения подготовки спортсменов на этапе начальной спортивной специализации в игровых видах спорта / Ю.Д. Железняк // Оптимизация подготовки юных спортсменов: Тезисы Всесоюз. науч.-практ. конф. – М.: ВНИИФК, 1983. – С. 36.

5. Иванков Ч.Т. Технология совершенствования технико-тактического мастерства юных спортсменов на основе модульно-ситуационной организации соревновательной деятельности в спортивной борьбе: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Ч.Т. Иванов. – М., 2001. – 41 с.

6. Иванова Т.С. Организационно-методические основы подготовки юных теннисистов: учеб. Пособие / Т.С. Иванова. – М.: Физическая культура, 2007. – 128 с.

7. Петровский В.В. Организация спортивной тренировки / В.В. Петровский. – Киев: Здоровье, 1978. – 91 с.

8. Родионов А.В. Новые подходы в подготовке фехтовальщиков / А.В. Родионов, В.Г.Сивицкий. – Минск: ЗАО «Веды», 2002. – 182 с.

9. Тучашвили И.Ш. Формирование, совершенствование и проявления индивидуального стиля деятельности: автореф. дис. ... докт. пед. наук / И.Ш. Тучашвили. – М., 1999. – 48 с.

Информация для связи с автором: dinhhungtruong@gmail.com

тeл : 8(963)624-69-61

Поступила в редакцию 21.12.2012 г.