Индивидуализированная спортивно ориентированная система оценивания физической подготовленности учащихся

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, кандидат биологических наук В.К. Спирин
 Общий вид шкалы для оценивания физической подготовленности учащихся

ˑ: 

Индивидуализированная спортивно ориентированная система оценивания физической подготовленности учащихся

Доктор педагогических наук, кандидат биологических наук В.К. Спирин. Кандидат педагогических наук Н.А. Кузьмина. Аспиранты Д.Н. Болдышев, И.А. Риссамакина. Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки

Ключевые слова: оценочная шкала, физическая подготовленность, уровень физкультурной результативности, спортивно ориентированное физическое воспитание.

Введение. Современная система образования в сфере физической культуры и спорта характеризуется поиском новых подходов к построению школьного физического воспитания. Государственный стандарт общего среднего образования служит инструментом  регулирования указанного процесса, в котором физическая подготовка учащихся выступает в качестве государственного и общественно значимого заказа. Этот заказ регулируется на основе различных учебных программ, базирующихся на определенных педагогических концепциях, которые предлагают подходы и правила построения учебного процесса в целом и физической подготовки учащихся в частности. Спортивно ориентированное физическое воспитание является тем направлением в модернизации отечественного физкультурного образования, которое обеспечивает уровень достижения оптимальной физкультурной результативности учащихся и выступает в качестве ведущего условия формирования интереса и мотивации учащихся к самой физкультурной деятельности. Здоровьеформирующая, природосообразная и культурологическая направленности указанного подхода обеспечиваются в том числе путем выстраивания системы педагогических воздействий с учетом предрасположенности школьника к тому или иному виду общеразвивающей тренировки [1, 2, 4]. В этом случае педагогические воздействия соотносятся с организацией нейродинамических процессов человека, направлены на наиболее развитые физиологические функции, что обуславливает привлекательность этих воздействий для детей, позволяет оптимизировать уровень тренировочной нагрузки и получить выраженный стимулируемый эффект развития физического потенциала занимающихся.

Цель исследования – разработка шкалы оценивания физической подготовленности учащихся, соотнесенной с здоровьеформирующей, природосообразной и культурологической направленностью спортивно ориентированного физического воспитания, которая ориентирует процесс физической подготовки школьников на достижение оптимального уровня физкультурной результативности и выступает в качестве ведущего условия  формирования интереса и мотивов учащихся к самой физкультурной деятельности.

Концептуальные основы исследования. Подходы к формулированию требований при разработке балльной шкалы для оценивания физической подготовленности учащихся с последующим определением комплексной оценки. Практическая реализация определения физической подготовленности школьников, соотнесенной с концептуальной основой спортивно ориентированного физического воспитания, возможна путем разработки многобалльной оценочной шкалы, в которой на основе определения суммы баллов, набранных в тестовых упражнениях, определяется комплексная индивидуализированная оценка результатов тестовых испытаний. Для каждого тестового упражнения определяются граничные результаты уровня физкультурной результативности (оценка «3», «4», «5»). Возрастные нормативы показателей физической подготовленности тестового упражнения, находящиеся в диапазоне оценки «3», «4» и «5», адаптируются к конкретному региону и получаются на основании статистической обработки большого числа данных физической подготовленности учащихся региона.

Заключение. Предлагаемый подход комплексного оценивания физической подготовленности с учетом предрасположенности к развитию и проявлению двигательных качеств учащихся различного пола и возраста позволяет решать следующие задачи:

· наблюдение за индивидуальной динамикой показателей физической подготовленности учащегося в течение всего периода обучения в учебном заведении;

· сопоставление показателей физической подготовленности учащихся различного пола и возраста;

· изучение физической подготовленности  различных контингентов учащихся и прослеживание взаимосвязи динамики педагогически направленных воздействий и динамики отклика на них в показателях физической подготовленности с последующим принятием необходимых решений;

· индивидуализировать требования к физической подготовленности учащихся и расширить творческий поиск новых путей совершенствования физкультурного образования;

· определение абсолютного победителя (класса, школы, района, области) по общей физической подготовке.

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.

2. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации  (Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006–2026 гг.) / В.К. Бальсевич //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. –  № 5. – С. 2–6.

3. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений / А.Н. Крестовников. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 531 с.

4. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 174 с.

5. Спирин В.К.  Организационно-методические условия неэффективного построения уроков физической культуры в рамках традиционной системы физического воспитания / В.К. Спирин  // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 6. – С. 11–14.

6. Спирин В.К. Без методики нет целенаправленной физической подготовки / В.К. Спирин  // Физическая культура в школе. – 2011. – № 1. – С. 10–12.

Информация для связи с автором: тел. 8 (81153) 59118,

e-mail: spirin_vk@mail.ru

Поступила в редакцию 15.11.2012 г.