Социальная адаптация инвалидов по слуху средствами вольной борьбы (на примере Республики Саха-Якутия)

Фотографии: 

В.В. Уйгуров
Таблица 1
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 4

ˑ: 

Социальная адаптация инвалидов по слуху средствами вольной борьбы (на примере Республики Саха-Якутия)

В.В. Уйгуров. Кандидат педагогических наук, доцент В.Г. Торговкин. Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск

Ключевые слова: реабилитация инвалидов, инвалиды по слуху, спортивные единоборства, средства и методы физической подготовки спортсменов.

Введение. В современном российском обществе инвалиды являются одной из наиболее нуждающихся в поддержке социальных групп. Они испытывают высокую степень социального, культурного и духовного отчуждения, не имеют возможности полноценно общаться, работать, учиться. В то же время инвалид, как и любой человек, является личностью, имеющей и позитивные, и негативные стороны.

Цель исследования состоит в установлении возможности применения занятий по вольной борьбе для повышения уровня социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов по слуху в современное общество.

Организация исследования. Исследование проводили на базе института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета, специальных коррекционных школ I и II вида г. Якутска и ГОУ «Республиканский центр-лицей профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов» в течение 2008-2012 гг. На первом этапе (2008-2009 гг.) осуществлялось педагогическое наблюдение за учебно-тренировочным процессом по вольной борьбе среди инвалидов по слуху в коррекционных школах г. Якутска. Определялись структура учебно-тренировочных занятий по вольной борьбе, характер используемых средств, особенности поведения учащихся в ходе учебно-тренировочных занятий по вольной борьбе. На данном этапе были определены исходные параметры исследования, его основная проблема, предмет, гипотеза, цель и задачи, методология и методы исследования.

На втором этапе (2009-2010 гг.) проведен основной педагогический эксперимент, в ходе которого предложенная технология была внедрена в учебно-тренировочный процесс по вольной борьбе среди инвалидов по слуху с целью проверки ее эффективности.

На третьем этапе (2010-2012 гг.) происходили уточнение и корректировка социальной адаптации учащихся коррекционных школ с учетом накопленного опыта и результатов опытно-экспериментальной работы, систематизация и обобщение результатов исследования, формирование выводов и рекомендаций, оформление исследования.

Результаты проведенных нами исследований свидетельствуют о следующем:

- показатели физического развития глухих 15- и 16-летних юношей уступают показателям физического развития слышащих сверстников по всем основным соматометрическим признакам. Уровень их двигательной подготовленности также ниже уровня физической подготовленности 15- и 16-летних слышащих сверстников;

- физическое развитие глухих 17-летних юношей практически идентично уровню физического развития слышащих юношей, но показатели уровня двигательной подготовленности 17-летних глухих гораздо ниже уровня двигательной подготовленности 17-летних слышащих юношей;

- вместе с тем уровень физической подготовленности 15, 16, 17-летних глухих юношей практически остается неизменным;

Для глухих и слабослышащих школьников характерны следующие разнообразные нарушения в двигательной сфере, которые необходимо учитывать при организации работы:

- недостаточно точная координация и неуверенность в движениях;

- относительная замедленность овладения двигательными навыками;

- трудность сохранения статического и динамического равновесия;

- низкий уровень развития ориентировки в пространстве;

- низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой выносливости, а также силы основных мышечных групп – сгибателей и разгибателей);

- замедленная скорость обратной реакции;

- невыраженное снятие тормозного влияния коры головного мозга.

Результаты  исследований показывают, что большая часть (от 60 до 86%) глухих и слабослышащих юношей 15-17 лет имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирения, плоскостопия I и II степени и др.

Проанализировав полученные данные, мы пришли к заключению, что применение учебно-тренировочных занятий по вольной борьбе будет способствовать не только повышению уровня двигательной подготовленности учащихся, но и социальной адаптации инвалидов по слуху в современное общество.

Использованная литература

1. Башкирова М.М. Физическое активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы / М.М. Башкирова // Спорт для всех. – 1999. – № 1–2.

2. Государственный доклад о положении инвалидов в Республике Саха (Якутия) в 2007 году // Министерство труда и социального развития РС (Я), ред. коллегия – Якутск: ИП «Семенов И.А.», 2008. – 100 с.

3. Социальные и биологические основы физической культуры: учеб. пособие / Отв. ред. Д.Н. Давиденко. – Санкт-Петербургский государственный университет. – 2001. – 208 с.

4. Розанова Т.В. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Т.В. Розанова; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.: ил.

5. Пеганов Ю.А. Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников / Ю.А. Пеганов, А.Г. Спицин // Дефектология. – 1998. – № 2, март-апрель. – С. 37–48.

6. ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (с ред.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Информация для связи с автором: uyvas-10@list.ru

Поступила в редакцию 12.09.2012 г.