Сценарий физкультурно-спортивного праздника для лиц с ограниченными возможностями различных нозологических групп
Фотографии:
ˑ:
Сценарий физкультурно-спортивного праздника для лиц с ограниченными возможностями различных нозологических групп
Кандидат медицинских наук, доцент М.В. Курникова. Кандидаты педагогических наук, доценты В.А. Оринчук, Е.Н. Фомичева. Филиал ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет» в г. Нижний Новгород
Ключевые слова: праздник, принцип, сценарий, средства.
Актуальность. Многолетняя практика работы отечественных и зарубежных специалистов с инвалидами показывает, что наиболее действенным методом социальной интеграции данного контингента является реабилитация средствами физической культуры и спорта [2, 3]. Систематические занятия повышают адаптацию инвалидов к изменившимся жизненным условиям, расширяют их функциональные возможности, благоприятно воздействуют на психику, мобилизуют волю, возвращают чувство социальной полноценности [1, 6, 7].
Цель исследования: разработать и апробировать технологию проведения массового физкультурно-спортивного мероприятия с участием инвалидов различных нозологических групп.
В результате проведенного теоретического и практического исследования можно сделать следующие выводы.
1. Анализ научно-методических публикаций и диссертационных исследований показал, что проблема организационно-содержательного обеспечения технологии проведения физкультурно-спортивных праздников с целью социальной интеграции и реабилитации инвалидов – важная, но недостаточно разработанная.
2. Существующая в практике физкультурной деятельности система проведения спортивно-массовых праздников с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеет обобщенный характер и в основном рассчитана на конкретную нозологическую категорию инвалидов.
3. Для достижения оптимальных результатов в работе с указанными категориями лиц необходимо опираться на личностноориентированный, деятельностный, междисциплинарный подходы, а также использовать общие и специально-методические принципы: доступности, открытости и максимального вовлечения участников, учета возможностей самореализации, адекватности и оптимальности педагогических воздействий.
4. К организационно-педагогическим условиям реализации технологии проведения физкультурно-спортивных мероприятий с инвалидами различных нозологий, мы отнесли:
· торжественное открытие и закрытие мероприятия;
· проведение общей разминки для всех участников;
· включение показательных выступлений спортсменов-инвалидов;
· разделение спортивной площадки на зоны для одновременного проведения конкурсов и спортивных игр с инвалидами различных нозологий;
· участие в эстафетах «смешанных» команд, состоящих из инвалидов различных нозологических групп и здоровых; проведение индивидуальных состязаний;
· длительность мероприятия не должна превышать 2-2,5 часов с чередованием пиков интенсивности и снижением физической нагрузки;
· оценка достижений с награждением победителей и поощрительными призами проводится для всех участников без исключения;
· привлечение внимания органов государственной власти, общественности, средств массовой информации, а также эстетическое сопровождение праздника с помощью арт-групп поддержки (танцевальные, песенные и др.) и зрителей-болельщиков.
5. Разработанная и апробированная технология проведения физкультурно-спортивного праздника на основе социально-интегрированного подхода может быть успешно использована как одна из новых форм социальной интеграции и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
1. Григоренко В.Г. Организация спортивно-массовой работы с лицами, имеющими нарушения функций спинного мозга: Метод. реком. / В.Г. Григоренко, А.П. Глоба. – М.: Советский спорт, 1991. – 78 с.
2. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: учеб. пособие/ С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, О.В. Морозова, А.С. Солодков. – СПб.: СПбГАФК, 1996. – 95 с.
3. Евсеев С.П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: учеб. пособие / С.П. Евсеев, С.Ф.Курдыбайло, B.Г. Сусляев. – М.: Советский спорт, 2000. – 148 с.
4. Луткова Н.В. Волейбол как средство реабилитации при занятиях с людьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата/ Н.В. Луткова, К.М. Комиссарчик // Теория и практика физ. культуры. – 2001. – № 6. – С. 49-51.
5. Махов А.С. Клубная система адаптивного спорта – база для подготовки волонтеров // Адаптивная физическая культура. – 2011. – № 1(45). – С. 29–31.
6. Мотылянская Р.Е. Двигательная активность – важное условие здорового образа жизни / Р.Е. Мотылянская, Э.Я. Капман, В.К. Велитченко, В.Н. Артамонов // Теория и практика физ. культуры. – 1990. – № 1. – С. 14–21.
7. Реабилитация инвалидов с нарушениями функций опоры и движения / Под ред. Л.В. Сытина, Г.К. Золоева, Е.М. Васильченко. Новосибирск, 2003. – 384 с.
Информация для связи с автором: elena-fomi@rambler.ru
Поступила в редакцию 25.05.2012 г.