Значимость технико-тактических действий в подготовке хоккеистов на этапе углубленной специализации

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук В.А. Блинов
Значимые технико-тактические действия в тактической подготовке хоккеистов 13-14 лет в соревновательном периоде по результатам анкетирования тренерского состава

ˑ: 

Значимость технико-тактических действий в подготовке хоккеистов на этапе углубленной специализации

Кандидат педагогических наук В.А. Блинов. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск. В.В. Плотников. Уфимская государственная академия экономики и сервиса, Уфимск

Ключевые слова: юношеский хоккей, соревновательный период, технико-тактическая подготовка, технико-тактические действия.

Актуальность. Стремительный рост спортивного мастерства в детско-юношеском хоккее заставляет специалистов детально изучать тактическую подготовку (ТТП), которая с этапа углубленной специализации (ЭУС) в соревновательном периоде является ведущей (ей отводится до 52,5% времени тренировочного процесса [12, 13]), и изыскивать возможности для его дальнейшего совершенствования. Содержание ТТП составляют технико-тактические действия: индивидуальные (ИТД), групповые (ГТД) и командные (КТД) [1, 10].

Обзор специализированной научно-методической литературы показал, что проведенные исследования касаются в основном высококвалифицированных хоккеистов, в которых рассмотрены  планирование и управление подготовкой [11], физическая подготовка [2, 7, 8, 11], тактическая и техническая подготовки [6, 7, 13, 14], а в научных исследованиях о юных хоккеистах [1, 3, 4, 9] – значимость ИТД, ГТД и КТД в соревновательном периоде не определена.

Цель исследования – определить значимые технико-тактические действия в тактической подготовке хоккеистов на этапе углубленной специализации в соревновательном периоде.

Методика исследования. Источником первичной информации при выявлении проблемной ситуации служили сведения, полученные методом анкетирования, которое предполагало продуманную постановку вопросов к респондентам. В анкете предусматривался определенный порядок сочетания основных содержательных и вспомогательных вопросов. Результаты исследования обрабатывали методами, принятыми в педагогических исследованиях [5].

Анкетирование проводили в группе ведущих экспертов-тренеров (n=32), работающих в спортивных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР) по хоккею с шайбой регионов «Урал–Западная Сибирь», «Сибирь–Дальний Восток», Первенство г. Москвы и Московской области. Большинство тренеров являются ведущими специалистами в подготовке юных хоккеистов. Результаты исследования представлены в таблице.

Таким образом, на основании вышеизложенного нами сформулировали выводы:

1. Полученные результаты анкетирования тренеров позволяют констатировать значимость технико-тактических действий в совершенствовании технико-тактического мастерства юных хоккеистов и рационально спланировать использование технико-тактических средств в учебно-тренировочном процессе.

2. Ориентация на ведущие технико-тактические действия в технико-тактической подготовке и оценка степенью овладения данными действиями в подготовке хоккеистов 13-14 лет в соревновательном периоде позволяют качественно управлять тренировочным и соревновательным процессами.

Литература

1. Быстров В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов / В.А. Быстров. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 64 с.

2. Верхошанский Ю.В. Программирование тренировочных нагрузок по СФП высококвалифицированных хоккеистов в годичном цикле подготовки: метод. рекомендации / Ю.В. Верхошанский, В.В.Тихонов, В.И. Колосков и др. – М.: Госкомитет СССР по физической культуре и спорту, 1989. – 44 с.

3. Горский Л. Тренировка хоккеистов / Л. Горский. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 224 с.

4. Дерябин С.Е. Система этапного педагогического контроля подготовленности хоккеистов в детско-юношеских спортивных школах: дис. … канд. пед. наук / С.Е. Дерябин; ГЦОЛИФК. – М., 1982. – 192 с.

5. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2002. – 264 с.

6. Зайцев В.К. Глобализация атаки – тактика опережающих построений игры в хоккее: учеб. пособие / В.К. Зайцев. – М.: РГАФК, 2000. – 45 с.

7. Зайцев В.К. Теория и практика профессионального спорта. Функционально-силовая подготовка хоккеистов / В.К. Зайцев, А.Н. Филиппенко. – М.: РГАФК, 2001. – 151 с.

8. Ишматов Р.Г. Построение учебно-тренировочного процесса хоккеистов высокой квалификации: учеб.-метод. пособие / Р.Г. Ишматов. – СПб.: Академия хоккея, 2006. – 45 с.

9. Мудрук А.В. Оценка и регистрация индивидуальных технико-тактических действий хоккеистов: учеб. пособие / А.В. Мудрук. – Омск: СибГУФК, 1998. – 15 с.

10. Мудрук А.В. Обучение основам тактики хоккея: учеб. пособие / А.В. Мудрук, В.В. Мудрук, В.А. Блинов. – Омск: СибГУФК, 2005. – 40 с.

11. Никонов Ю.В. Соотношение объемов тренировочных заданий  различной интенсивности при совершенствовании специальной физической подготовленности хоккеистов высокой квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ю.В.Никонов; Мн., 1988. –  23 с.

12. Никонов Ю.В. Хоккей: Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Ю.В. Никонов. – Мн.: Министерство спорта и туризма, 2001. – 94 с.

13. Никонов Ю.В. Подготовка высококвалифицированных хоккеистов / Ю.В. Никонов. – Мн.:  Асар, 2003. – 352 с.

14. Пономарев А.В. Планирование физической подготовки хоккеистов в возрастном аспекте: учебно-метод. пособие / А.В. Пономарев. – Челябинск: УралГАФК, 2000. – 61 с.

Информация для связи с автором: koru@yandex.ru

Поступила в редакцию 23.10.2012 г.