Возрастные особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук А.В. Чеботарев
Рис. 1. Динамика бега на 10 м с места у дошкольников
Рис. 2. Динамика бега на 10 м с места с выбором предмета у дошкольников
Рис. 3. Динамика прыжка в длину с места
Рис. 4. Динамика метания мяча (массой 1 кг) из положения «сед ноги врозь»
Рис. 5. Динамика общей выносливости в беге до утомления

ˑ: 

Возрастные особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Кандидат педагогических наук А.В. Чеботарев. Липецкий государственный педагогический университет, Липецк

Ключевые слова: дошкольный возраст, физические качества, сенситивный период.

Введение. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие [1].

Целью исследования было определение возрастных особенностей развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования. Для определения сенситивных периодов развития физических качеств были выбраны широко используемые в практике дошкольного физического воспитания тесты [1, 2, 4]:

· бег на 10 м с места (скоростные качества);

· бег на 10 м с места с выбором предмета (координационные качества);

· прыжок в длину с места (скоростно-силовые качества);

· метание мяча (массой 1 кг) из-за головы из положения «сед ноги врозь» (скоростно-силовые качества);

· непрерывное пробегание дистанции до утомления (общая выносливость).

В исследовании приняли участие 150 дошкольников муниципальных дошкольных образовательных учреждений №№ 83, 121 и 122 г. Липецка. Исследование проходило в период с 2007 по 2010 г. Количество испытуемых на всем протяжении исследования оставалось неизменным.

Выводы. Проведенное исследование показало, что в дошкольном возрасте, так же как и в школьном, физические качества развиваются неодинаково. Учет данного обстоятельства позволит специалистам в области дошкольного физического воспитания и спорта, во-первых, более успешно воспитывать физические качества, а во-вторых, совершенствовать содержание учебной (тренировочной) работы с детьми дошкольного возраста.

Литература

1. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. – М.: Физкультура и спорт, 1989 – 288 с.

2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1998. – 272 с.

3. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому // Составители М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). – М.: ИД «Карапуз». 2000. – 326 с.

4. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-7 лет: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Пензулаева. – М.: Просвещение, 1988. – 245 с.

5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: «Академия», 2003. – 480 с.

Информация для связи с автором: kva-nmk@yandex.ru

Поступила в редакцию 12.10.2012 г.