Формирование двигательной готовности к обучению плаванию детей дошкольного возраста

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент Д.А. Раевский
Рис. 1. Данные тестирования обучаемых контрольной и экспериментальной групп
Результаты оценки элементов техники плавания способом кроль на груди в экспериментальных группах в конце эксперимента, баллы [8]

ˑ: 

Формирование двигательной готовности к обучению плаванию детей дошкольного возраста

Кандидат педагогических наук, доцент Д.А. Раевский. А.В. Раевский. Кафедра физической культуры и бизнеса в спорте Государственного университета управления, Москва

Ключевые слова: двигательная готовность, обучение плаванию, двигательные умения, элементы техники плавания.

Введение. Согласно существующим программам  для детских садов на занятиях по физическому воспитанию дети знакомятся с элементами техники различных видов спорта. Поскольку мышление у них наглядно-образное, занятия как правило, проводятся в игровой форме. Вместе с тем для определения уровня физической подготовленности Министерством образования и науки РФ разработаны нормативы, в том числе по плаванию, согласно которым дети в возрасте 6 лет должны проплывать 25 м вольным стилем без учета времени. 

Целью данного исследования было повышение эффективности обучения плаванию путем формирования основ двигательной готовности на занятиях по физвоспитанию.

Методы и организация исследования. В ходе исследования нами были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, оценка параметров физического развития и физической подготовленности, метод контрольных упражнений, педагогический эксперимент, методы математической статистики, метод визуально-экспертной оценки [8].

В сентябре 2011 г. на базе плавательного бассейна ГБОУ г. Москвы д/с № 2538 были сформированы две группы по 11 учеников в каждой. Экспериментальная группа (ЭГ) занималась по авторской методике, а контрольная (КГ) – по общепринятой.

Заключение. Двигательная готовность детей-дошкольников к овладению плавательными навыками формируется с направленностью на суше: фиксация положения плоской кисти; координация при имитации плавательных движений; развитие дыхательной функции. В воде: освоение специфического акта дыхания; увеличение продолжительности задержки дыхания на вдохе; освоение водно-опорных навыков; способность передвигаться с помощью кистей и предплечий; умение изменять положение тела на плаву; освоение согласования движений руками, ногами и дыхания.

Результаты исследований подтвердили гипотезу о том, что выработка двигательных качеств на суше с последующим формированием плавательных умений в условиях водной среды способствует более качественному освоению техники плавания детьми 6-7 летнего возраста.

Литература

1. Александров А.Ю. Обучение плаванию самобытными способами /А.Ю. Александров, Л.С.Малыгин. – Малаховка: МГАФК, 2007. – 44 с.

2. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник для ВУЗов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 2001.

3. Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов /Л.П. Макаренко. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 283 с.

4. Медянников В.В. Плавание /В.В. Медянников, Ю.И. Радыгин // Сост. З.П. Фирсов; редкол.: Н.Ж. Булгакова и др. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 72 с.

5. Протченко Т.А. Методическое пособие по обучению плаванию школьников 3-4 классов на уроках физической культуры /Т.А. Протченко. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 38 с.

6. Раевский Д.А. Формирование основ двигательной готовности для повышения эффективности обучения плаванию детей младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / Д.А. Раевский.; [Мос. гос. акад. физ. культ.]. – М., 2011. – 23 с. 

7. Семёнов Ю.А. Навык плавания – каждому / Ю.А. Семёнов. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 143 с.

8. Хальянд Р.Б. Модели спортивного плавания с методикой совершенствования и контроля / Р.Б. Хальянд, Р.Р. Каал, Т.А. Тамп. – Таллинн,1984. – 98 с.

Информация для связи с автором: dm.ray@ya.ru

Поступила в редакцию 26.09.2012 г.