Пути снижени заболеваемости дошкольников средствами физической культуры

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Г. Михайлов
Таблица 1. Средние значения показателей двигательной активности детей дошкольного возраста
Таблица 2. Характеристика групп здоровья и заболеваемости обследованных детей
Таблица 3. Характеристика групп здоровья и заболеваемости обследованных детей
Таблица 4. Количество дней, пропущенных по болезни детьми ГБОУ ЦРРДС № 1654 в течение учебного года
Таблица 5. Количество детей, отнесенных к группам с низким, средним и высоким уровнем развития физических качеств
Таблица 6. Сравнительные данные объёма двигательной активности и развития физических качеств у мальчиков
Таблица 7. Сравнительные данные объёма двигательной активности и уровня развития физических качеств у детей с различным количеством пропусков занятий по болезни

ˑ: 

Пути снижени заболеваемости дошкольников средствами физической культуры

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Г. Михайлов. Аспирант М.А. Волков. Педагогический институт физической культуры, Москва

Ключевые слова: здоровье ребёнка, двигательная активность, инновационные технологии физического воспитания, тренажёр Агашина.

Известно, что дети дошкольного возраста постоянно находятся в движении, что способствует их физическому и психическому развитию [5, 8, 10]. Однако в последнее время объём двигательной активности (ДА) детей снижается и специалисты связывают ухудшение состояния их здоровья с недостаточным объемом ДА [9, 11].

Сегодня абсолютно здоровые дети, начиная уже с 3 лет – большая редкость. Об этом можно судить по медицинским диагнозам в картах здоровья детей, а также по группам здоровья, с которыми дети поступают в детский сад. Из 136 обследованных детей Центра развития ребёнка № 1654 лишь 16 (около 12%) имеют I группу здоровья, остальные 113 человек (83 %)  – II, а 7 человек (5%) д– третью группу. Число детей со II и III группами здоровья продолжает увеличиваться.

В связи с этой проблемой руководство и педагогический коллектив ГОУ Центр развития ребёнка № 1654 решили искать возможные пути решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста. Эта работа была организована в рамках городской экспериментальной площадки (ГЭП) на базе нашего учреждения, которая начала работу по теме «Инновационный подход к формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». Основное внимание уделялось возможности увеличения объёма двигательной активности детей за счёт внедрения инновационных технологий. Предпосылкой послужило мнение, что современные дети двигаются меньше, чем их сверстники ещё 20 лет назад. Это связано, во-первых, с выделением необходимых площадей для игры в детских садах. По действующему СаНПИНу в группе на одного ребёнка выделяется 2 м2 для организации игрового пространства, что явно недостаточно для организации подвижных игр с участием детей. Во-вторых, в последнее время значительно возросло количество занятий для подготовки детей к школе, из-за которых возможность движений у дошкольников существенно ограничена.

Заключение

1. Предложена система увеличения ДА детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, позволяющих увеличить ее объём у дошкольников.

2. В качестве инновационной составляющей увеличения ДА детей старшего дошкольного возраста в режим дня были включены комплексы упражнений с тренажёром Агашина.

3. В результате внедрения программы с увеличенным объёмом двигательной деятельности удалось:

· уменьшить заболеваемость в ЭГ;

· добиться увеличения уровня развития физических качеств: у 6 детей старшей ЭГ он увеличился со среднего до высокого, сократилось количество детей с низким и средним уровнями физического развития.

4. В ходе годичного педагогического эксперимента было показано, что ДА выше у детей, которые меньше болели, и, наоборот, много болеющие дети меньше двигаются и показатели физического развития у них ниже.

Литература

1. Агашин М.Ф. Волновой «Тренажёр Агашина» руководство по применению. ООО «МАГ-МАС» / М.Ф. Агашин, А.С. Кахидзе. – М., 2009. http://agashin.ru/sport_exercises.

2. Алябьева Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника: учеб. пособие / Н.В. Алябьев. – Мурманск, 1998. С. 4–89.

3. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: метод, пособие / Е.А. Бабенкова. – М.: Астрель, 2003. – 206 с.

4. Дворкин Л.С. Возрастные особенности развития психических процессов у детей 3-6 лет средствами физического воспитания / Л.С. Дворкин, Ю.К. Чернышенко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. – № 2.

5. Зайцева В.В. // Новые исследования / В.В. Зайцева. – М.: Вердана, 2003. – № 1(4): Возрастная физиология – этапы развития. – С. 36–52.

6. Матвеев А.П. Физическая культура. Программа для учащихся 1-11 классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / А.П. Матвеев. – М.: Дрофа, 2003. – 112 с.

7. Михайлов Н.Г. Формирование подходов к системе непрерывного образования по физической культуре в ГОУ «Начальная школа – детский сад» / Н.Г. Михайлов, А.П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры. – 2009. – № 6. – С. 58–64

8. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

9. Федоровская О. Физкультурно–оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ / О. Федоровская //Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1.

10. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: учеб. пособие для пед. институтов / А.Г. Хрипкова, М.Б. Антропова, Д.А. Фарбер. – М., 1990.

11. Чеченов Х.Д. Расширенное заседание комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения и Комитета Совета Федерации по образованию и науке. О состоянии и перспективах развития системы физического воспитания и спорта в общеобразовательных учреждениях / Х.Д. Чеченов, В.А. Фетисов.– М., 2006.

12. Щербаков В.П. Физическая культура от трех до восемнадцати лет: Учебно-метод. пособие / В.П. Щербаков / Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. ред. Л.Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2006. – 272 с.

Информация для связи с автором: 89161857409, ivda@mail.ru

Поступила в редакцию 07.07.2012 г.