Индивидуальные особенности коммуникативных процессов в спорте

Фотографии: 

Кандидат психологических наук, доцент Н.В. Москвина Н.В.

ˑ: 

Индивидуальные особенности коммуникативных процессов в спорте

Кандидат психологических наук, доцент Н.В. Москвина Н.В. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи  и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: функциональные асимметрии, мозг,  коммуникативные функции,  индивидуальные различия.

Введение. В современной науке  на стыке дифференциальной психологии и нейропсихологии успешно развивается такое новое направление, как нейропсихологический поход к проблеме индивидуальных различий [4, 5, 7, 8]. Сегодня в спортивной психологии одно из важных мест занимает проблема речевых коммуникаций  в спортивной деятельности [1, 2, 6]. В соответствии с содержанием общения выделяют следу­ющие функции процессов коммуникации в спорте:

· познавательную (передача тренером спортсменам знаний и умений);

· экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга);

· регулятивную (воздействие тренера на спортсмена с целью изменения или сохранения его поведения, характера деятельности);

· социального контроля (регламентирование деятельности спортсменов с по­мощью похвалы или порицания);

· социализации (формирование у спортсменов коллективистских установок) [6].

Очевидно, что речевые  способности людей различны, имеют индивидуальные  особенности, которые могут быть обусловлены и психофизиологическими параметрами. В  работе изучен вопрос о возможных связях индивидуальных особенностей  коммуникативных функций у лиц с разными вариантами функциональных  асимметрии мозга (ФАМ).

Методика.  В качестве испытуемых  выступили студенты  спортивного вуза  в возрасте 17-20 лет (n = 117): 33 юноши  и 84 девушки. Индивидуально-психологические особенности   испытуе­мых исследовали с помощью дихотического теста и сле­дующего набора психометрических опросников: ММРI, методики  Леонгарда-Шмишека,  Краунда-Марлоу, опросника Ай­зенка и цветового теста Люшера.

В числе методик диагностики межполушарных отношений использовались: показатели пробы «перекрест рук» (ПППР) по А.Р. Лурия [3, 4], которая по данным ЭЭГ отражает парциальное доминирование контрлатеральных лобных отделов мозга [8].  

Для исследования асимметрии слухо-речевого восприятия был выбран вариант методики дихотического прослушивания, разработанный нейропсихологами факультета психологии МГУ.  Экспериментальный материал методики включает в себя  10 серий (по 4 пары) односложных слов, которые предъявляются стереофонически через изолированные наушники, что обеспечивают раздельное восприятие стимулов правым и левым ухом. Всего за исследование в целом предъявляется 80 слов. Интервалы между словами составляют 0,5 с, а между сериями – 20 с. После прослушивания всех серий левый и правый наушники меняют местами. Каждый испытуемый прослушивал весь набор дважды, поэтому общее количество предъявляемых слов-стимулов составило 160 (по 80 слов на каждое ухо).  Статистическую обработку данных проводили с применением критерия Вилкоксона–Манна-Уитни, также был использован факторный анализ. 

Литература

1. Блеер А.Н. (ред.) Основы психофизиологии экстремальной деятельности. Курс лекций / А.Н. Блеер.  – М.: Анита Пресс, 2006. – 380 с.

2. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.

3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга (3-е изд.) / А.Р. Лурия. – М.: Академический Проект, 2000. – 512 с.   

4. Москвин В.А. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека / В.А. Москвин, Н.В. Москвина. – М.: Смысл, 2011. – 368 с. 

5. Москвина Н.В. Индивидуальные стили реагирования на факторы стресса / Н.В. Москвина // Теория и практика прикладных  и экстремальных видов спорта. – 2010. – № 4 (19). – С. 20–22.

6. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 208 с.

7. Хомская Е.Д.  Нейропсихология индивидуальных различий / Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Е.В. Ениколопова. – М.: Изд-во РПА, 1997. – 281 с.

8. Sakano N. Latent left-handedness. Its relation to hemispheric and psychological functions / N. Sakano. – Jena: Gustav Fischer Verlag, 1982. – 122 p.

Информация для связи с автором: 1700018v@mail.ru

Поступила в редакцию 07.09.2012 г.