Индивидуальные особенности коммуникативных процессов в спорте
Фотографии:
ˑ:
Индивидуальные особенности коммуникативных процессов в спорте
Кандидат психологических наук, доцент Н.В. Москвина Н.В. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Ключевые слова: функциональные асимметрии, мозг, коммуникативные функции, индивидуальные различия.
Введение. В современной науке на стыке дифференциальной психологии и нейропсихологии успешно развивается такое новое направление, как нейропсихологический поход к проблеме индивидуальных различий [4, 5, 7, 8]. Сегодня в спортивной психологии одно из важных мест занимает проблема речевых коммуникаций в спортивной деятельности [1, 2, 6]. В соответствии с содержанием общения выделяют следующие функции процессов коммуникации в спорте:
· познавательную (передача тренером спортсменам знаний и умений);
· экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга);
· регулятивную (воздействие тренера на спортсмена с целью изменения или сохранения его поведения, характера деятельности);
· социального контроля (регламентирование деятельности спортсменов с помощью похвалы или порицания);
· социализации (формирование у спортсменов коллективистских установок) [6].
Очевидно, что речевые способности людей различны, имеют индивидуальные особенности, которые могут быть обусловлены и психофизиологическими параметрами. В работе изучен вопрос о возможных связях индивидуальных особенностей коммуникативных функций у лиц с разными вариантами функциональных асимметрии мозга (ФАМ).
Методика. В качестве испытуемых выступили студенты спортивного вуза в возрасте 17-20 лет (n = 117): 33 юноши и 84 девушки. Индивидуально-психологические особенности испытуемых исследовали с помощью дихотического теста и следующего набора психометрических опросников: ММРI, методики Леонгарда-Шмишека, Краунда-Марлоу, опросника Айзенка и цветового теста Люшера.
В числе методик диагностики межполушарных отношений использовались: показатели пробы «перекрест рук» (ПППР) по А.Р. Лурия [3, 4], которая по данным ЭЭГ отражает парциальное доминирование контрлатеральных лобных отделов мозга [8].
Для исследования асимметрии слухо-речевого восприятия был выбран вариант методики дихотического прослушивания, разработанный нейропсихологами факультета психологии МГУ. Экспериментальный материал методики включает в себя 10 серий (по 4 пары) односложных слов, которые предъявляются стереофонически через изолированные наушники, что обеспечивают раздельное восприятие стимулов правым и левым ухом. Всего за исследование в целом предъявляется 80 слов. Интервалы между словами составляют 0,5 с, а между сериями – 20 с. После прослушивания всех серий левый и правый наушники меняют местами. Каждый испытуемый прослушивал весь набор дважды, поэтому общее количество предъявляемых слов-стимулов составило 160 (по 80 слов на каждое ухо). Статистическую обработку данных проводили с применением критерия Вилкоксона–Манна-Уитни, также был использован факторный анализ.
Литература
1. Блеер А.Н. (ред.) Основы психофизиологии экстремальной деятельности. Курс лекций / А.Н. Блеер. – М.: Анита Пресс, 2006. – 380 с.
2. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.
3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга (3-е изд.) / А.Р. Лурия. – М.: Академический Проект, 2000. – 512 с.
4. Москвин В.А. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека / В.А. Москвин, Н.В. Москвина. – М.: Смысл, 2011. – 368 с.
5. Москвина Н.В. Индивидуальные стили реагирования на факторы стресса / Н.В. Москвина // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. – 2010. – № 4 (19). – С. 20–22.
6. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 208 с.
7. Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий / Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Е.В. Ениколопова. – М.: Изд-во РПА, 1997. – 281 с.
8. Sakano N. Latent left-handedness. Its relation to hemispheric and psychological functions / N. Sakano. – Jena: Gustav Fischer Verlag, 1982. – 122 p.
Информация для связи с автором: 1700018v@mail.ru
Поступила в редакцию 07.09.2012 г.