Пропаганда физической культуры и спорта в формировании критического отношения подростков к определенным субкультурам

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент Л.Б. Шорохова
Таблица 1. Экстремистские молодежные субкультуры
Таблица 2. Результаты опроса школьников до и после эксперимента

ˑ: 

Пропаганда физической культуры и спорта в формировании критического отношения подростков к определенным субкультурам

Кандидат педагогических наук, доцент Л.Б. Шорохова. Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

Ключевые слова: пропаганда физической культуры и спорта, подростки, субкультура, формирование критического отношения.

Введение. В кризисных условиях современной действительности, социальной и экономической неустойчивости общества происходит потеря нравственного и духовного здоровья нации. Молодому человеку, вступающему во взрослую жизнь, предстоит освоить то, что было создано предшествующими поколениями, узнать и принять сложившиеся нормы общественной жизни. Однако не все ценности старшего поколения воспринимаются молодыми. Молодежь больше всего подвержена крушению идеалов, отрицанию общепринятых ценностей. Проблемы, связанные с хулиганством и с другими молодежными субкультурами – это проблемы для многих стран. Молодежные субкультуры не обошли и современную Россию. Они охватывают в основном школьников старших классов. Психологи утверждают, что так им легче самоутвердиться в группировках, чем реальными поступками, свидетельствующими о взрослости. Однако сама молодежь утверждает, что дело не в заниженной самооценке: новые веяния в российском обществе обуславливают смену принятых установок. Подростки стали «отгораживаться» от взрослых одеждой, атрибутикой, сленгом, манерами и моралью, за что и подвергаются осуждению.

Цель исследования – сформировать критическое отношение подростков к определенным субкультурам средствами пропаганды физической культуры и спорта.

Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что подростковый возраст требует особого внимания со стороны не только родителей, но и педагогов. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживаемый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом, регулятором его поведения и критерием оценки поведения других людей. При этом в первую очередь усваиваются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде и прическах, а подчас курение, употребление пива, вина).

Использованная литература

1. Бакирова, Т.П. Формирование ценностного отношения старших дошкольников к занятиям физической культурой посредством эмоциональной регуляции двигательной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: Т.П. Бакирова. – Омск, 2000. – 18 с.

2. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. –  М.: Академия, 2001. –  240 с.

3. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 4-е изд. / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2007. – 124 с.  ил.

4. Ожегов С.И. и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.

5. Сочивко Д.В. Н.А. Полянин. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения / Д.В. Сочивко, Н.А. Полянин. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. – 268 с.

6. Шорохова Л.Б. Социальные и педагогические аспекты управления пропагандой физической культуры и спорта на примере муниципального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.Б. Шорохова. – Набережные Челны, 2008. – 24 с.

7. Шумилов А. Молодежные субкультуры в современной России / А. Шумилов. http// planetashkol.ru /  apticles (19017).

Информация для связи с автором: chifk_m@mail.ru

Поступила в редакцию 15.09.2012 г.