Влияние дыхательной гимнастики на уровень функциональной и двигательной подготовленности студентов основной медгруппы

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Железняков
Курский филиал Российского государственного торгово-экономического университета, Курск

Ключевые слова: волевая ликвидация глубокого дыхания, контрольная пауза, уровень здоровья.

Введение. Одним из основных критериев сохранения здоровья современного студента является корректировка его образа жизни в сторону повышения двигательной активности. Для решения этой задачи необходимо осуществлять постоянный поиск наиболее эффективных методик и технологий, способствующих повышению интереса занимающихся и улучшающих уровень их  здоровья [10]. При первичном медицинском обследовании функциональных и двигательных (физических) показателей студентов, поступивших на 1-й курс Курского филиала РГТЭУ, к основной медицинской группе отнесено 55%; к специальной медицинской – 35%; к подготовительной – 5,7% и к временно освобожденным – 4,3% занимающихся. При этом с первичными нормативами вузовской программы на оценку «удовлетворительно» справляются  30% первокурсников, а 25% отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе не могут их выполнить. Особое затруднение у большинства студентов вызывают гладкий бег по стадиону на 2000 м (девушки), а также нормативы скоростных и скоростно-силовых упражнений (70% студентов показывают результаты ниже оценки в 1 балл). Такое положение дел требует серьезного пересмотра содержания программного материала, разработки стандартных оценочных таблиц применительно к данному университету, подбору оздоровительных методик и технологий для работы со студентами. Из всего многообразия современных оздоровительных технологий, предлагаемых учеными и практиками [1, 2, 4, 5–6, 8, 10, 11, 13, 14] мы выбрали дыхательную гимнастику К.П. Бутейко [4, 5] для апробации ее на учебных занятиях по физическому воспитанию со студентами Курского филиала РГТЭУ.

В процессе исследования мы обнаружили только частичное упоминание об использовании упражнений метода волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) на занятиях по физическому воспитанию в специальной медицинской группе [11] без указания динамики результатов исследования. Все другие методики [2, 6, 13, 14], способные оказывать оздоровительный эффект не имеют стандартных оценочных таблиц уровня здоровья человека.

Целью исследования было изучить, апробировать и внедрить в практику физического воспитания студентов оздоровительную дыхательную гимнастику К.П. Бутейко [4, 5] и проследить за влиянием дыхательных упражнений на уровень функциональных и физических  (двигательных) показателей студенческой молодежи в течение учебного года.

Методы и организация исследования. Основным методом исследования был естественный педагогический эксперимент [3, 7], при проведении которого использовались следующие методики:

– оценка осознанного отношения к предмету «Физическая культура» студентов, обследованных по результатам анонимного анкетирования (авторская анкета – 20 вопросов, 60 вариантов ответов);

– определение антропометрических и функциональных показателей;

– определение показателей физической (двигательной) подготовленности по тестам примерной учебной программы для вузов [12];

– определение показателей уровня здоровья с использованием  метода  ВЛГД по К.П. Бутейко (1962).

Весь фактический цифровой материал был обработан на ПК по прикладной программе статистической обработки.

Исследование проводили с сентября 2010 г. по май 2011 г. на базе Курского филиала РГТЭУ. В педагогическом эксперименте участвовали 30 студенток 1-2-х курсов факультетов экономического и коммерции и маркетинга, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Поскольку мы определяли, насколько эффективными будут дыхательные упражнения и метод ВЛГД в изменении функциональных и физических (двигательных) показателей при 2-разовых занятиях в неделю со студентами 1-х курсов, об эффективности предложенной методики мы судили по среднему приросту результатов одних и тех же студентов без формирования контрольной группы. За время исследования экспериментальную работу полностью прошли 24 студентки, из 30 заявленных вначале.

На 5 первых и 5 последних занятиях мы тестировали студенток по функциональным и физическим (двигательным) показателям. На 6-9-м занятиях мы ознакомили студенток с основными положениями дыхательной гимнастики, показали и дали апробировать метод ВЛГД. При этом основное внимание уделялось умению правильно дышать и чувствовать свое дыхание. Студенты были ознакомлены с теорией и практикой дыхания: симптомами глубокого дыхания; физическими упражнениями, помогающими уменьшить глубину дыхания  и повысить уровень СО2.

Дозировка физических упражнений в течение учебного года повышалась постепенно с 4 до 20 раз, и количество упражнений также  постепенно увеличивалось с 6 до 24. Кроме этого на занятиях обсуждались вопросы сна, питания, питьевого режима и объема двигательной деятельности.

Исходные и конечные результаты функциональной, двигательной и помесячной динамики ЧСС и КП студенток 1-х курсов  приведены в табл. 1-2 и на рис. 1-2.

 

Таблица 1. Функциональные показатели студенток  основной медицинской группы, М±m

Показатели

 

Сентябрь 2010 г.

Май 2011 г.

Длина тела, см

 

161,5±0,80

162,8±0,83

Масса тела, кг

 

54,9±1,60

56,2±1,51

ЖЕЛ должная, мл³

 

3175±16,04

3244±21,39

ЖЕЛ фактическая, мл³

 

2458±45,45

2633±48,12

Проба Штанге, с

 

26,8±1,44

37,7±2,41

Проба Генчи, с

 

17,9±1,39

27,6±1,71

ЧСС, уд/мин

 

88,3±3,90

82,4±3,64

Динамометрия кисти, кг

 

19,4±0,61

22,2±0,51

% жировой ткани

 

14,5±0,92

20,9±0,83

Таблица 2. Показатели двигательной подготовленности студенток  основной медицинской группы, М±m

Показатели

Сентябрь 2010 г.

Май 2011 г.

Поднимание туловища, раз

33,3±1,9

47,6±2,2

Бег 100 м, с

18,0±0,36

16,9±0,32

Бег 2000 м, с

760±19,2

638±18,0

Прыжок в длину с/м, см

145±4,28

157±4,28

 

Результаты исследований. Анкетирование показало, что большинство студентов оценивают уровень своего здоровья и двигательной подготовленности на 4-5 баллов (68% испытуемых), остальные студенты – на 3 балла (32%). Не смогли оценить уровень своего физического развития 71% занимающихся, а 29% студенток оценили его  на  4 балла. Установлено, что осознанно  с интересом воспринимают занятия физической культурой с использованием технологии дыхательной гимнастики 77% занимающихся, 20% не воспринимают ее как средство повышения уровня здоровья человека и 3% респондентов относятся к занятиям по физическому воспитанию пассивно.

По уровню физического развития и функциональным показателям (см. табл. 1) за 8 месяцев занятий несущественно изменились показатели длины и массы тела – 0,8–2,4%(р>0,05). Достоверно изменились показатели ЖЕЛ (должные и фактические) – на 2,2–7,1% (р<0,05). Существенно повысились показатели пробы Штанге и Генчи (соответственно на 40,7 и 54,2%; р <0,001), что свидетельствует о значительном повышении работоспособности дыхательной системы как результата развития силовых показателей диафрагмы, межреберных мышц и мышц брюшного пояса. За время исследования значительно снизились показатели ЧСС студентов (см. рис.1), в среднем на 16,3% (р<0,001), что говорит о более экономной работе их кардиореспираторной системы. Уровень силовых показателей в среднем повысился на 24,7% (р<0,001), что положительно сказалось на улучшении результатов студентов в силовых, скоростных и скоростно-силовых упражнениях. Так в скоростном беге на 100 м (см. табл. 2) улучшение составило 6,5% (р<0,05). В беге на выносливость (2000 м) показатели за 8 месяцев занятий достоверно улучшились на 19,1% (р<0,001). Достоверно повысились скоростно-силовые показатели студенток в прыжке в длину с места, в среднем на 14%, в поднимании туловища из и.п. лежа на гимнастическом коврике, ноги закреплены – на 43%. В течение учебного года у студенток существенно повысилась контрольная пауза (см. рис. 2), в среднем на 119% (р<0,001).

Выводы

1. Установлено, что на начальном этапе исследования уровень функциональной и двигательной (физической) подготовленности студентов соответствовал 1-2 баллам по оценке действующей примерной учебной программы по физическому воспитанию студентов [12], и это негативно влияло на их отношение к предмету.

2. Разработана методика использования в учебном процессе метода ВЛГД, способствующего улучшению функциональной и двигательной подготовленности студентов основной медицинской группы. Общий объем физической нагрузки за время исследования (134 ч) составил 6 ч ускоренной ходьбы; 20 ч медленного бега в равномерном темпе; 13 ч нахождения в методе ВЛГД; 24 ч  выполнение дыхательных упражнений; 7 ч сопутствующих упражнений на гибкость и растягивание.

Литература

  1. Алексеев А.А. Интегративная (системная) соединительнотканная медицина / А.А. Алексеев: Т. 1 – Т. 4. – М.: Изд-во «Ленард», 2005. – 2134 с.
  2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1987. – 102 с.
  3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. – М.: «Просвещение», 1990. – 287 с.
  4. Бутейко К.П. Теория патогенеза заболеваний сахарным диабетом / К.П. Бутейко // «Изобретатель и рационализатор». – 1962. – № 5. – С. 7.
  5. Бутейко К.П. Метод Бутейко: опыт внедрения в медицинскую практику. Сборник / Сост. К.П. Бутейко. – Одесса: «Титул», 1991. – 232 с.
  6. Вилунас Ю.Г. Рыдающее дыхание излечивает болезни за месяц. – СПб.: «Питер», 2009. – 224 с.
  7. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 264 с.
  8. Законщиков К.Ф. Адаптация. Гипоксия. Здоровье / К.Ф. Законщиков  // М.: 1996. – 121 с.
  9. Лубышева Л.И. Научно-практический конгресс «Здоровье нации и массовый спорт»/Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 3. – С. 79–80.
  10. Малая медицинская энциклопедия: в 6 Т. АМН СССР. Гл. ред. В.И. Покровский.- М., 1991. – Т. 2. – С. 223–225.
  11. Оболочков С.Г. Программно-методическое обеспечение занятий с девушками специальной медицинской группы на младших курсах педагогического вуза / С.Г. Оболочков // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 2. – С. 48–50.
  12. Примерная учебная программа для вузов по физической культуре. – М.: Министерство образования РФ, 2000.
  13. Шаталова Г.С. Выбор пути / М.Н. Шаталова. – М.: Изд-во «Литур», 2002. – 240 с.
  14. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М.Н. Щетинин. – М.: «Метафора», 2008. – 368 с.

Информация для связи с автором: ac-1945@mail.ru