Влияние дыхательной гимнастики на уровень функциональной и двигательной подготовленности студентов основной медгруппы
Фотографии:
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Железняков
Курский филиал Российского государственного торгово-экономического университета, Курск
Ключевые слова: волевая ликвидация глубокого дыхания, контрольная пауза, уровень здоровья.
Введение. Одним из основных критериев сохранения здоровья современного студента является корректировка его образа жизни в сторону повышения двигательной активности. Для решения этой задачи необходимо осуществлять постоянный поиск наиболее эффективных методик и технологий, способствующих повышению интереса занимающихся и улучшающих уровень их здоровья [10]. При первичном медицинском обследовании функциональных и двигательных (физических) показателей студентов, поступивших на 1-й курс Курского филиала РГТЭУ, к основной медицинской группе отнесено 55%; к специальной медицинской – 35%; к подготовительной – 5,7% и к временно освобожденным – 4,3% занимающихся. При этом с первичными нормативами вузовской программы на оценку «удовлетворительно» справляются 30% первокурсников, а 25% отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе не могут их выполнить. Особое затруднение у большинства студентов вызывают гладкий бег по стадиону на 2000 м (девушки), а также нормативы скоростных и скоростно-силовых упражнений (70% студентов показывают результаты ниже оценки в 1 балл). Такое положение дел требует серьезного пересмотра содержания программного материала, разработки стандартных оценочных таблиц применительно к данному университету, подбору оздоровительных методик и технологий для работы со студентами. Из всего многообразия современных оздоровительных технологий, предлагаемых учеными и практиками [1, 2, 4, 5–6, 8, 10, 11, 13, 14] мы выбрали дыхательную гимнастику К.П. Бутейко [4, 5] для апробации ее на учебных занятиях по физическому воспитанию со студентами Курского филиала РГТЭУ.
В процессе исследования мы обнаружили только частичное упоминание об использовании упражнений метода волевой ликвидации глубокого дыхания (ВЛГД) на занятиях по физическому воспитанию в специальной медицинской группе [11] без указания динамики результатов исследования. Все другие методики [2, 6, 13, 14], способные оказывать оздоровительный эффект не имеют стандартных оценочных таблиц уровня здоровья человека.
Целью исследования было изучить, апробировать и внедрить в практику физического воспитания студентов оздоровительную дыхательную гимнастику К.П. Бутейко [4, 5] и проследить за влиянием дыхательных упражнений на уровень функциональных и физических (двигательных) показателей студенческой молодежи в течение учебного года.
Методы и организация исследования. Основным методом исследования был естественный педагогический эксперимент [3, 7], при проведении которого использовались следующие методики:
– оценка осознанного отношения к предмету «Физическая культура» студентов, обследованных по результатам анонимного анкетирования (авторская анкета – 20 вопросов, 60 вариантов ответов);
– определение антропометрических и функциональных показателей;
– определение показателей физической (двигательной) подготовленности по тестам примерной учебной программы для вузов [12];
– определение показателей уровня здоровья с использованием метода ВЛГД по К.П. Бутейко (1962).
Весь фактический цифровой материал был обработан на ПК по прикладной программе статистической обработки.
Исследование проводили с сентября 2010 г. по май 2011 г. на базе Курского филиала РГТЭУ. В педагогическом эксперименте участвовали 30 студенток 1-2-х курсов факультетов экономического и коммерции и маркетинга, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Поскольку мы определяли, насколько эффективными будут дыхательные упражнения и метод ВЛГД в изменении функциональных и физических (двигательных) показателей при 2-разовых занятиях в неделю со студентами 1-х курсов, об эффективности предложенной методики мы судили по среднему приросту результатов одних и тех же студентов без формирования контрольной группы. За время исследования экспериментальную работу полностью прошли 24 студентки, из 30 заявленных вначале.
На 5 первых и 5 последних занятиях мы тестировали студенток по функциональным и физическим (двигательным) показателям. На 6-9-м занятиях мы ознакомили студенток с основными положениями дыхательной гимнастики, показали и дали апробировать метод ВЛГД. При этом основное внимание уделялось умению правильно дышать и чувствовать свое дыхание. Студенты были ознакомлены с теорией и практикой дыхания: симптомами глубокого дыхания; физическими упражнениями, помогающими уменьшить глубину дыхания и повысить уровень СО2.
Дозировка физических упражнений в течение учебного года повышалась постепенно с 4 до 20 раз, и количество упражнений также постепенно увеличивалось с 6 до 24. Кроме этого на занятиях обсуждались вопросы сна, питания, питьевого режима и объема двигательной деятельности.
Исходные и конечные результаты функциональной, двигательной и помесячной динамики ЧСС и КП студенток 1-х курсов приведены в табл. 1-2 и на рис. 1-2.
Таблица 1. Функциональные показатели студенток основной медицинской группы, М±m
Показатели |
|
Сентябрь 2010 г. |
Май 2011 г. |
Длина тела, см |
|
161,5±0,80 |
162,8±0,83 |
Масса тела, кг |
|
54,9±1,60 |
56,2±1,51 |
ЖЕЛ должная, мл³ |
|
3175±16,04 |
3244±21,39 |
ЖЕЛ фактическая, мл³ |
|
2458±45,45 |
2633±48,12 |
Проба Штанге, с |
|
26,8±1,44 |
37,7±2,41 |
Проба Генчи, с |
|
17,9±1,39 |
27,6±1,71 |
ЧСС, уд/мин |
|
88,3±3,90 |
82,4±3,64 |
Динамометрия кисти, кг |
|
19,4±0,61 |
22,2±0,51 |
% жировой ткани |
|
14,5±0,92 |
20,9±0,83 |
Таблица 2. Показатели двигательной подготовленности студенток основной медицинской группы, М±m
Показатели |
Сентябрь 2010 г. |
Май 2011 г. |
Поднимание туловища, раз |
33,3±1,9 |
47,6±2,2 |
Бег 100 м, с |
18,0±0,36 |
16,9±0,32 |
Бег 2000 м, с |
760±19,2 |
638±18,0 |
Прыжок в длину с/м, см |
145±4,28 |
157±4,28 |
Результаты исследований. Анкетирование показало, что большинство студентов оценивают уровень своего здоровья и двигательной подготовленности на 4-5 баллов (68% испытуемых), остальные студенты – на 3 балла (32%). Не смогли оценить уровень своего физического развития 71% занимающихся, а 29% студенток оценили его на 4 балла. Установлено, что осознанно с интересом воспринимают занятия физической культурой с использованием технологии дыхательной гимнастики 77% занимающихся, 20% не воспринимают ее как средство повышения уровня здоровья человека и 3% респондентов относятся к занятиям по физическому воспитанию пассивно.
По уровню физического развития и функциональным показателям (см. табл. 1) за 8 месяцев занятий несущественно изменились показатели длины и массы тела – 0,8–2,4%(р>0,05). Достоверно изменились показатели ЖЕЛ (должные и фактические) – на 2,2–7,1% (р<0,05). Существенно повысились показатели пробы Штанге и Генчи (соответственно на 40,7 и 54,2%; р <0,001), что свидетельствует о значительном повышении работоспособности дыхательной системы как результата развития силовых показателей диафрагмы, межреберных мышц и мышц брюшного пояса. За время исследования значительно снизились показатели ЧСС студентов (см. рис.1), в среднем на 16,3% (р<0,001), что говорит о более экономной работе их кардиореспираторной системы. Уровень силовых показателей в среднем повысился на 24,7% (р<0,001), что положительно сказалось на улучшении результатов студентов в силовых, скоростных и скоростно-силовых упражнениях. Так в скоростном беге на 100 м (см. табл. 2) улучшение составило 6,5% (р<0,05). В беге на выносливость (2000 м) показатели за 8 месяцев занятий достоверно улучшились на 19,1% (р<0,001). Достоверно повысились скоростно-силовые показатели студенток в прыжке в длину с места, в среднем на 14%, в поднимании туловища из и.п. лежа на гимнастическом коврике, ноги закреплены – на 43%. В течение учебного года у студенток существенно повысилась контрольная пауза (см. рис. 2), в среднем на 119% (р<0,001).
Выводы
1. Установлено, что на начальном этапе исследования уровень функциональной и двигательной (физической) подготовленности студентов соответствовал 1-2 баллам по оценке действующей примерной учебной программы по физическому воспитанию студентов [12], и это негативно влияло на их отношение к предмету.
2. Разработана методика использования в учебном процессе метода ВЛГД, способствующего улучшению функциональной и двигательной подготовленности студентов основной медицинской группы. Общий объем физической нагрузки за время исследования (134 ч) составил 6 ч ускоренной ходьбы; 20 ч медленного бега в равномерном темпе; 13 ч нахождения в методе ВЛГД; 24 ч выполнение дыхательных упражнений; 7 ч сопутствующих упражнений на гибкость и растягивание.
Литература
- Алексеев А.А. Интегративная (системная) соединительнотканная медицина / А.А. Алексеев: Т. 1 – Т. 4. – М.: Изд-во «Ленард», 2005. – 2134 с.
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. – М.: Изд-во «Молодая гвардия», 1987. – 102 с.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. – М.: «Просвещение», 1990. – 287 с.
- Бутейко К.П. Теория патогенеза заболеваний сахарным диабетом / К.П. Бутейко // «Изобретатель и рационализатор». – 1962. – № 5. – С. 7.
- Бутейко К.П. Метод Бутейко: опыт внедрения в медицинскую практику. Сборник / Сост. К.П. Бутейко. – Одесса: «Титул», 1991. – 232 с.
- Вилунас Ю.Г. Рыдающее дыхание излечивает болезни за месяц. – СПб.: «Питер», 2009. – 224 с.
- Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 264 с.
- Законщиков К.Ф. Адаптация. Гипоксия. Здоровье / К.Ф. Законщиков // М.: 1996. – 121 с.
- Лубышева Л.И. Научно-практический конгресс «Здоровье нации и массовый спорт»/Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 3. – С. 79–80.
- Малая медицинская энциклопедия: в 6 Т. АМН СССР. Гл. ред. В.И. Покровский.- М., 1991. – Т. 2. – С. 223–225.
- Оболочков С.Г. Программно-методическое обеспечение занятий с девушками специальной медицинской группы на младших курсах педагогического вуза / С.Г. Оболочков // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 2. – С. 48–50.
- Примерная учебная программа для вузов по физической культуре. – М.: Министерство образования РФ, 2000.
- Шаталова Г.С. Выбор пути / М.Н. Шаталова. – М.: Изд-во «Литур», 2002. – 240 с.
- Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М.Н. Щетинин. – М.: «Метафора», 2008. – 368 с.
Информация для связи с автором: ac-1945@mail.ru