Выявление и нивелирование психолого-педагогических дефицитов будущих учителей физической культуры

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.П. Шмакова1
Кандидат технических наук, доцент И.О. Петрищев1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Сидорова1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Цель исследования – оценка и нивелирование психолого-педагогических дефицитов будущих учителей физической культуры, с применением «Бас­кет метода».
Методика и организация исследования. Были проанализированы компетенции в рабочих программах и проведено анкетирование по выявлению уровня их сформированности у студентов физической культуры и спорта в Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н. Ульянова и определены дефициты в двух компетенциях, над нивелированием которых проводилась работа в экспериментальной группе.
Результаты исследования и выводы. В результате проведенного исследования были определены две компетенции, в которых выявлены дефициты, выражающиеся в низком уровне их сформированности: «способность создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций»; «способность использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями». Для нивелирования этих дефицитов, в связи со спецификой работы будущих учителей физической культуры, связанной с безопасностью детей, был выбран «Баскет метод» (метод оценки и обучения, основанный на имитации ситуаций, часто встречающихся в практической деятельности). Этот метод, как показало исследование, позволил улучшить в экспериментальной группе показатели сформированности изучаемых компетенций и практиковать навыки, которые сложно отработать на педагогической практике со школьниками без вреда их здоровью на уроках физической культуры.

Ключевые слова: психолого-педагогические дефициты, подготовка студентов физической культуры, нивелирование.

Литература

  1. Азевич А.И. Иммерсивные технологии обучения: пространство возможностей / А.И. Азевич // Горизонты: горизонты и риски образования в условиях системных изменений и цифровизации: сб. науч. тр. XII науч.-практ. конф. в 2 ч. – М., 2020. – С. 227-230.
  2. Камардин М.В. Педагогический потенциал ролевой игры в учебной и воспитательной работе / М.В. Камардин // Современное педагогическое образование. – 2018. – № 6. – С. 172-175.
  3. Назаренко И.А. Особенности использования Баскет-метода в обучении персонала в современных условиях / И.А. Назаренко // Производственный менеджмент. – 2016. – № 4. – С. 32-36.
  4. Уляева Л.Г. Психологическая компетентность тренеров и родителей юных спортсменов / Л.Г. Уляева, З.Т. Усманова // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 7. – С. 18-19.
  5. Хабибуллина А.Р. Применение ИКТ как неотъемлемая профессиональная характеристика компетенции преподавателя высшей школы / А.Р. Хабибуллина // Актуальные проблемы и современные подходы к преподаванию: сб. научных статей. – Челябинск, 2018. – С. 119-121.
  6. Хахонова Н.Н. Формирование профессиональных компетенций в системе вузовского образования / Н.Н. Хахонова // Современный педагогический взгляд. – 2018. – № 4 (17). – С. 6-18.