Методическая система воспитания здорового человека в педагогическом наследии П. Ф. Лесгафта

Фотографии: 

Аспирант кафедры педагогики В.Г. Стерлев

ˑ: 

 

Методическая система воспитания здорового человека в педагогическом наследии П. Ф. Лесгафта

Аспирант кафедры педагогики В.Г. Стерлев

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Ирхин

Национальный исследовательский университет БелГУ

Белгород

Ключевые слова: методическая система, воспитание здорового человека, педагогическое наследие П. Ф. Лесгафта.

 

Введение. В настоящее время, когда возрождаются национальные традиции воспитания здорового человека, отчетливо прослеживаются антрополого-гуманистические тенденции в системе образования, актуализируется потребность в осмыслении педагогического наследия мыслителей прошлого, среди которых особое место занимает выдающийся русский ученый конца XIX – начала XX веков П.Ф. Лесгафт. Одним из первых в России он разработал действенную методическую систему воспитания здорового человека, базировавшуюся на принципах единства обучения и воспитания, самодеятельности, сознательности, систематичности, прочности, доступности знаний, связи обучения с жизнью и включавшую совокупность целей, содержания, методов, средств и форм воспитания, педагогических условий, необходимых для процесса целенаправленного формирования и укрепления здоровья человека.

Методы исследования. В ходе исследования использовали следующие методы: поиск и анализ архивных материалов, относящихся к жизни и деятельности П.Ф. Лесгафта; изучение и анализ трудов П.Ф. Лесгафта, публикаций, посвященных исследованию его педагогического наследия; изучение литературы по проблеме воспитания здорового человека, опубликованной в годы научно-педагогической деятельности П.Ф. Лесгафта; изучение нормативно-правовых документов; современных исследований, отражающих и развивающих идеи П.Ф. Лесгафта; анализ программ, учебно-методических пособий с целью выявления использования его методической системы в современной практике; сравнительно-сопоставительный анализ архивных и литературных источников; ретроспективный метод изучения; контекстный анализ.

Результаты исследования и их обсуждение. Категориальный аппарат рассматриваемой методической системы состоит из следующих понятий: здоровье, воспитание здорового человека, физическое образование. Будучи сторонником антрополого-гуманистического подхода, П. Ф. Лесгафт исходил из идеи целостного здоровья, в которое включались физический, умственный, нравственный и психический компоненты. В этой связи, воспитание здорового человека имеет целью содействовать как физиологическому, так и духовному развитию ребенка от первых лет его жизни. Образование П.Ф. Лесгафт рассматривал как своеобразную систему педагогических мер, способов и средств, с помощью которых возможно проявить всю совокупность сил и способностей человека (такая идея созвучна современной трактовке цели антропологической образовательной парадигмы о раскрытии сущностных сил человека). Конечной целью образования является развитие нравственного характера лица, выработка таких идеальных качеств нормального организма, которые только возможны при наличных силах.

Заключение. Таким образом, созданной П. Ф. Лесгафтом методической системе воспитания здорового человека присущи характеристики системного объекта (целостность, функциональность, возможность совершенствования); педагогической системы (дидактическая направленность, дифференцированность). Важная особенность системы – ее антропологичность, сообразность природе ребенка, индивидуальный подход, учет типологии детей [3]. Идеи, заложенные в методической системе великого отечественного ученого, не утратили своей актуальности и сегодня. Их осмысление и реальное воплощение в условиях школьного и семейного воспитания может оказать благотворное воздействие на решение сложнейшей проблемы воспитания здорового человека.

 

Список литературы

1.                Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – СПб., 1885. – Ч.I (Школьные типы). – 149 с.; 1890. – Ч. II (Основные проявления ребенка). – 312с.

2.                Лесгафт П. Ф. Об играх в семье //На помощь матерям: Педагогическое изд., посвящ. вопросам воспитания детей дошкольного возраста. – 1894. - №1. – С. 24-29.

3.                Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста.//  3-е изд. – СПб., 1912. – Ч.I. – 384 с., илл.

4.                Лесгафт П. Ф. Значение физического образования в семье и школе: Ответ П. Ф. Каптереву // Рус. школа. – 1898. - №9.

5.                 Материалы для изучения школьного возраста// Здоровье. – 1880. – Т.6, № 127. – С. 6-8; №128. – С. 26-27; № 129. С. 56-58; №131. – С. 103.

6.                 «Новые труды, появившиеся на русском языке по вопросу о физическом образовании в школе»// ЦГИА СПб., ф. №2165 оп. 1, д. 63.

7.                Письма разных учреждений и вырезки из газет, связанных с педагогической деятельностью П. Ф. Лесгафта// ЦГИА СПб., ф. №2165 оп. 1, д.122.

8.                Проект инструкции для преподавания гимнастики// ЦГИА СПб., ф. №2165 оп. 1, д. 56.

9.                Рукописные тексты различных лекций, уроков, практических занятий по системе П. Ф. Лесгафта// ЦГИА СПб., ф. №2165 оп. 1, д.155.

 

Информация для связи с автором:sterlev87@mail.ru

Поступила в редакции 23.06.2012 г.