Ценностные ориентации и стиль жизни юных спортсменов в аспекте социологического анализа

Фотографии: 

L.I. Lubysheva

 

Ценностные ориентации и стиль жизни юных спортсменов в аспекте социологического анализа

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма

Кандидат педагогических наук Е.П. Максачук

Московская государственная академия физической культуры

Москва

Ключевые слова: спортивная культура, воспитание, анкетирование, юные спортсмены, детская спортивная школа.

Приходя в спортивную секцию или школу, дети попадают в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив – это новые агенты социализации. Конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивают эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. Для детей тренер также играет одну из ведущих ролей. Он усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя ребенка на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов.

Целью проведенного социологического исследования было изучение  ценностного отношения юных спортсменов к учебно-тренировочной деятельности, спортивному стилю жизни как элементов спортивной культуры личности в гендерном аспекте и возрастной дифференциации.

Методы и организация исследования. Основным методом в данном исследовании являлся метод массового социологического опроса. Сбор информации осуществлялся среди учащихся посредством стандартизированного анкетирования. Всего в анкетировании приняли участие 350 респондентов 12, 14 и 16-ти лет, обучающихся в детских спортивных школах Московской области.

Результаты исследования и их обсуждение. Каждый блок исследования рассматривался гендерном аспекте и возрастной дифференциации.

В первом блоке социологического исследования определялось отношение юных атлетов к тренировочным занятиям, которые они посещают.

Во втором блоке исследования выявлялись знания юных спортсменов в области спорта. Знание - результат процесса познания действительности, получивший подтверждение в практике, что помогает юным спортсменам рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе (Лубышева Л.И., 1997).

В третьем блоке исследования определялось отношение юных атлетов к ценностям спортивной культуры, которые выступают осью самосознания личности, определяя ее мировоззрение, социальную  устойчивость, мотивацию.

Четвертый блок исследования показывает, какой вид деятельности предпочитают юные спортсмены в свободное время.

Заключение. В результате проведенного социологического исследования, можно сделать следующее наблюдение: несмотря на то, что большинству юных спортсменов нравятся тренировочные занятия, более половины опрошенных рассматривают спорт средством только как средство для физического развития, игнорируя другие ценности спортивной культуры. В тоже время учащиеся ДЮСШ отмечают слабые знания в области спорта. Таким образом, мы видим необходимость активного формирования спортивной культуры личности юных спортсменов во избежание одностороннего подхода в учебно-тренировочном процессе.

Литература:

1. Кузнецова, И.В. К проблеме здоровья как ценности современного мира /И.В.Кузнецова, Т.В. Сущенко //Мат. научно-практической конференции «Личность в общении и деятельности». – Министерство образования, 2002.

2. Лубышева Л.И. Спортивное воспитание как основа формирования спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 6. – С. 96–99.

3. Селевко Г.К. Воспитательная технология «Самосовершенствования личности» / Г.К. Селевко, И. Закатова, О. Левина//Народное образование. – 2000. - №1. – С. 144-165.

4. Столяров В.И. Инновационные проекты и программы повышения воспитательной роли детско-юношеского спорта: отечественный и зарубежный опыт / В.И. Столяров // Спортивно-патриотическое воспитание и адаптивная физкультура и спорт детей и подростков. Сборник статей и докладов. Методические материалы. – М.: ООО «СТК», 2010. – С. 49–74.

 

 

Информация для связи с автором: fizkult@teoriya.ru

Поступила в редакцию 31.05.2012 г.