Профессиограмма профессиональной деятельности военнослужащих пограничных органов как основа построения их профессионально-прикладной физической подготовки

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент И.Е. Коновалов1
Аспирант С.А. Елисеев1
Кандидат педагогических наук, профессор Ю.В. Болтиков1
Кандидат педагогических наук, профессор О.Б. Соломахин1
1Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

Цель исследования – составление профессиограммы профессиональной деятельности военнослужащих пограничных органов для определения эффективного содержания профессионально-прикладной физической подготовки курсантов.
Методика и организация исследования. В исследовании применяли следующие методы: анализ, обобщение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации, профессиографирование, тестирование и математическая статистика. Исследование проводилось на базе ФГКОУ ВО «Курганский пограничный институт». В исследовании приняло участие 50 курсантов 3-го курса обучения, по 25 курсантов в экспериментальной группе и контрольной. Обе группы в штатном режиме занимались по программе учебной дисциплины «Физическая подготовка», но в экспериментальной группе профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) реализовывалась как отдельный раздел.
Результаты исследования и выводы. На основании составленной профессиограммы было разработано содержание ППФП курсантов-пограничников, которое реализовывалось в рамках прохождения учебной дисциплины «Физическая подготовка» как отдельный раздел, которое включало в себя три основные группы средств. Для проверки эффективности реализации предложенного нами содержания ППФП курсантов-пограничников было проведено тестирование по шести показателям, прирост которых в исследуемых группах за период эксперимента составил в диапазоне от 0,23 до 58,94% с наибольшими значениями в экспериментальной группе. В процессе проведенного исследования были выявлены наиболее значимые в профессиональной деятельности военнослужащих пограничных органов качества и способности, которые послужили основой для построения профессиограммы. Структура построенной нами профессиограммы включала в себя три основных раздела, характеризующих особенности и специфику профессиональной деятельности военнослужащих пограничных органов. Анализ результатов, полученных нами за период исследования, показывает, что у курсантов экспериментальной группы были зарегистрированы более высокие значения прироста изучаемых показателей, чем у курсантов контрольной группы, что свидетельствует об эффективности предложенного нами содержания ППФП разработанного на основе составленной профессиограммы.

Ключевые слова: курсанты-пограничники, профессионально значимые качества и способности, профессиограмма, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Литература

  1. Елисеев С.А. Анализ потенциальных возможностей совершенствования процесса профессионально-прикладной физической подготовки курсантов военных учебных заведений / С.А. Елисеев, И.Е. Коновалов // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: материалы V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. – Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2017. – Т. 2. – С. 432-434.
  2. Елисеев С.А. Оптимизация содержания профессионально-прикладной физической подготовки военнослужащих, используя комплекс упражнений «Strenflex» / С.А. Елисеев, И.Е. Коновалов // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2018. – С. 479-483.
  3. Елисеев С.А. Изучение показателей физической подготовленности курсантов высших учебных заведений пограничного профиля как условие эффективной оптимизации их профессионально-прикладной физической подготовки / С.А. Елисеев, И.Е. Коновалов // Наука и спорт: современные тенденции. – 2018. – Т. 19. – № 2 (19). – С. 96-101.
  4. Коновалов И.Е. Структура и программно-содержательное обес­печение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений: монография / И.Е. Коновалов. – М.: Флинта, 2011. – 360 с.
  5. Коновалов И.Е. Модель профессионально-прикладной физической подготовки курсантов военных учебных заведений пограничного профиля / И.Е. Коновалов, С.А. Елисеев // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 3. – С. 66-68.