Технологии компьютерного контроля и оценки успеваемости студентов по элективным дисциплинам
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент М.Х. Хаупшев1
Кандидат педагогических наук, доцент А.З. Бажев1
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Хежев1
Кандидат педагогических наук, доцент Э.Б. Яхутлова2
1Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Нальчик
2Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, Нальчик
Цель исследования – экспериментально обосновать технологии компьютерного контроля и оценки успеваемости студентов по элективным дисцип-линам по физической культуре и спорту.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в вузах Кабардино-Балкарской Республики с участием 536 студентов 1-3-го курсов (210 юношей и 326 девушек), занимающихся разными элективными видами: баскетболом, волейболом и плаванием. Для оценивания студентов по освоению элективных курсов по физической культуре и спорту была внедрена специально разработанная компьютерная программа. Студенты самостоятельно регистрировались в программе, участвовали в устном и электронном опросе, провели исходное тестирование показателей физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности, создали базу персональных данных обследуемых. В дальнейшем вместе с преподавателем студенты ввели показатели ещё пяти контрольных испытаний. Компьютерная программа рассчитала соответствие исходных данных нормам, установленным нормативам физического развития, функциональной и физической подготовленности, и показала динамику изменений результатов (эффектов) на оперативном, текущем и кумулятивном уровнях.
До начала эксперимента и по его окончании проводился опрос участников по выявлению мотивов, которые были сгруппированы по их направленности: оздоровительные, эстетические и спортивные.
Результаты исследования и выводы. Разработанная на основе применения информационных технологий методика контроля и оценки успеваемости студентов позволила изменить направленность мотивов в пользу физического развития и функциональных возможностей, улучшить динамику показателей функций организма и ростовесовых параметров, способствовать систематическим занятиям и повысить посещаемость на 28,5% (при р<0,05).
Для оценки успешности обучения студентов по элективным дисциплинам нужно вводить в систему контроля параметры функциональных возможностей и физического развития, которые для студентов становятся ведущими.
Ключевые слова: студент, элективные дисциплины, физическое здоровье, контроль и оценка, рейтинг успеваемости.
Литература
- Бака Р. Оценка уровня физической подготовленности как фактор формирования положительной мотивации студентов к физической активности / Р. Бака // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – № 5. – С. 52-55.
- Белов В.И. Нормирование нагрузки при различной направленности оздоровительных тренировочных средств / В.И. Белов // Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре. – М., 1991. – С. 87-103.
- Валетов М.Р. Формирование здоровьеориентированной направленности личности студентов в процессе физического воспитания: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.Р. Валетов. – Челябинск, 2006. – 24 с.
- Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова / А.Б. Воронцов. – М., 2007. – С. 8-23.
- Горелов А.А. К вопросу об использовании самостоятельной физической тренировки в образовательном пространстве современного вуза / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, А.Н. Усатов // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 1. – С. 3-4.
- Кондаков В.Л. Системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном пространстве современного вуза: монография / В.Л. Кондаков. – Белгород: ЛитКара-Ван, 2013. – 454 с.
- Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. – М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.
- Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов с использованием личностно-ориентированного содержания технологий избранных видов спорта: учеб. пособие / В.Г. Шилько. – Томск: ТГУ, 2005. – 173 с.