Сравнительный анализ морфофункциональных показателей и двигательных качеств студенток разных годов обучения

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор медицинских наук, доцент М.М. Колокольцев1
Р.А. Амбарцумян1
1Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск

Цель исследования – определение тенденций изменения морфофункциональных показателей и двигательных качеств студенток разных годов обучения для совершенствования учебного процесса, направленного на коррекцию весовой характеристики тела девушек.
Методика и организация исследования. Проведен сравнительный анализ морфофункциональных показателей и моторных способностей студенток разных годов обучения в Прибайкалье (Россия). В 2013 и в 2018 гг. обследовано 785 студенток 1-го курса Иркутского национального исследовательского технического университета. По состоянию здоровья девушки отнесены к 3-й функциональной группе (специальная медицинская группа). У девушек, обследованных в 2018 г., зафиксировано ухудшение функциональных показателей сердечно-сосудистой системы, характеристик двигательной способности и увеличение количества девушек с избытком массы и ожирением относительно результатов девушек, протестированных в 2013 г.
Результаты исследования и ивыводы. Для студенток с излишней массой тела и ожирением в основную часть учебных занятий рекомендованы упражнения длительного аэробного характера низкой и средней интенсивности. При дефиците массы тела следует использовать упражнения, направленные на развитие собственно силовых способностей и выполнение нагрузок скоростно-силового анаэробного характера. В 2018 г. по сравнению с 2013 г. на 41,1% возросло количество студенток с избыточной массой тела, на 57,4% – с ожирением и снизилось на 19,0% количество девушек с дефицитом массы тела. У девушек ухудшились характеристики функциональных резервов сердечно-сосудистой системы и силового индекса кистей обеих рук. В трех двигательных тестах, характеризующих гибкость, силу мышц верхних конечностей и динамическую силу мышц нижних конечностей, достоверно ухудшились значения показателей. Наблюдается тенденция к ухудшению показателей и в других моторных испытаниях, что может быть объяснено возрастанием гиподинамии, снижением мотивации к физической активности и нарушением пищевого поведения у современной молодежи.

Ключевые слова: студентки, морфофункциональные показатели, индекс массы тела, двигательные качества, физическое воспитание.

References

  1. Aminova O.S, Uvarova Yu.E., Tyatenkova N.N. (2017). Assessment of the actual nutrition and nutritional status of students. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 9, 1, 66-77.
  2. Dotsenko, V. A., Kononenko, I.A., Mosiychuk, L.V., Dolotov, L.V., &Horitonenko, O.V. (2015). Monitoring of a diet of residents of St. Petersburg. Problems of nutrition, 3, 58–63.
  3. Zulkarnaev, T.R., Salimgaraeva, A.I., Povargo, E.A., Zulkarnaeva, A.T., & Agafonov, A.I. (2012). Characteristics of the status of nutrition and anthropometric indicators in Ufa students. Hygiene and sanitation, 4; 63-65.
  4. Lubysheva, L.I. (2012). Phenomenon of sports culture in the aspect of social pedagogical analysis. Culture physical and health, 3, 5-11.
  5. Sadovskaya, O.A., Sitnikova, E.M., & Shibanova, M.Yu. (2013). The prospects of strengthening of health of students of higher education institutions on the basis of optimization of food. Мedicine in Kuzbass, 3, 58–62.
  6. Solodovnikova, Yu.V., Metina, K.I., Sakharova, O.B., Kiku, P.F., & Babko, S.V. (2017). Nutrition and physical development of students (retrospective assessment). Health. Medical ecology. Science, 1 (68), 19-23.
  7. Yakimovich, V.S., & Egorycheva, E.V. (2012). Interrelation of health indicators and physical readiness of student youth with body weight deficit. Scientific Notes of the University of P.F. Lesgaft, 5, 173-177.