Психофизиологические аспекты стрессоустойчивости будущего педагога по адаптивной физической культуре

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор К.Г. Эрдынеева1
Кандидат педагогических наук, доцент Р.Э. Попова1
Кандидат педагогических наук, доцент В.К. Геберт1
1Забайкальский государственный университет, Чита

Диагностика психофизиологических показателей респондентов (n = 60, 18–30 лет) включала исследование динамики функционального состояния организма посредством анализа параметров вегетативного баланса и нейрогуморальной регуляции; степени выраженности адаптационного ответа организма при воздействии различных стрессоров при помощи аппаратно-программного комплекса «ВАРИКАРД». Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса А Б. Леоновой (ИДИКС) позволила определить причины и негативные проявления стресса. Результаты психофизиологического исследования свидетельствуют о включении мобилизационно-компенсаторных механизмов респондентов, обеспечивающих высокую регуляцию и результативность их адаптации. К индивидуальным особенностям функционального состояния организма, имеющим устойчивый характер, относятся следующие показатели: индекс напряжения регуляторных систем (SI); среднее квадратическое отклонение величин (SDNN). Анализ профиля основных тестовых индексов позволил обнаружить предельно высокий уровень стресса у респондентов по шкалам «Субъективная оценка профессиональной ситуации» (максимальное значение Т-баллов составляет 89, 38), «Личностные и поведенческие деформации» (максимальное значение Т-баллов = 70,76), что свидетельствует о чрезмерной сложности решаемых задач, необходимости жестко следовать предписанным инструкциям, дефиците знаний и умений. У 25% студентов наблюдаются признаки синдрома «выгорания», которые характеризуются чувством опустошенности и разочарованности в работе и пр.), невротические сдвиги (страхи без причин, ситуативная тревога и пр.).
Многомерная интегративная оценка стрессоустойчивости будущего педагога по АФК может быть использована в качестве дифференцирующего показателя становления его стрессоустойчивости как профессионала. Мониторинг динамики функционального состояния с учетом симптоматики стресса позволит осуществить прогноз возможных срывов адаптации.

Ключевые слова: педагог, адаптивная физическая культура, личностные и поведенческие деформации, профессиональная стрессоустойчивость, функциональное состояние.

Литература

  1. Баевский Р.М. / Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (часть 1 _ Р.М. Баевский [и др.]) // Вестник Аритмологии. – 2001. – № 24. – С. 65
  2. Баевский Р.М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / Р.М. Баевский, О.И. Кириллов, С.Э. Клецкин. – М.: Наука, 1984. – 214 с.
  3. Барабанщикова В.В. Профессиональные деформации специалиста в инновационных видах деятельности [Текст] / В.В. Барабанщикова; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Факультет психологии. – М.: Когито-Центр, 2017. – 234 с.
  4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
  5. Величковский Б.Б. Индивидуальная устойчивость к стрессу как фактор психичесческого и соматического здоровья / Б.Б. Величковский // Здоровье нации и образование: материалы Всероссийского науч.-практ. конгр. – М., 2009. – С. 23- 25.
  6. Леонова А.Б. Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС) : метод. рук-во / А.Б. Леонова. – СПб., 2006. – 56 с
  7. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / А.Б. Леонова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. – 2000. – № 3. – С. 4-21.
  8. Эрдынеева К.Г. Становление профессиональной стрессоустойчивости будущего педагога: педагогические условия и факторы / К.Г. Эрдынеева, Р.Э. Попова, Л.М. Верещагина // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2014. – № 6. – С. 55-62.