Алгоритм комплексного информационного обеспечения и оптимизации системы тестирования при выборе индивидом избранного вида спорта

Фотографии: 

ˑ: 

А.В. Назаров1
Д.В. Лёзов1
В.В. Данилов1
Доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа2
1Автономная некоммерческая организация «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ», Москва
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),  Москва

Рассматривается проблема оценки возможностей и способностей индивида и его предрасположенность к занятиям различными видами спорта. В качестве информативной системы определения ребенка к избранному виду спорта рассмотрены тесты, с помощью которых обеспечивается эффективное определение психофизиологических и функциональных возможностей организма, а также антропологических и спортивных параметров организма.
Исследование проводилось в 2018/2019 г. на базе Автономной некоммерческой физкультурно-спортивной организации «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ». В процессе комплексных исследований, по состоянию на 1 сентября 2019 г., протестировано 12 922 детей в возрасте от 6 до 12 лет в 8 субъектах Российской Федерации (Калининградская область, Краснодарский край, Ростовская область, Московская область, г. Санкт-Петербург, Самарская область, Омская область и Приморский край).
Профориентация детей в виды спорта определялась в ходе тестирования с помощью определения психофизиологических и функциональных возможностей организма, а также антропологических и спортивных исследований. Завершающим этапом комплексного тестирования явилась формулировка заключения – рекомендация по выбору видов спорта.
На основании проведенного исследования авторы делают вывод о том, что благодаря врожденным морфофункциональным качествам возможна физическая активность человека, однако успех в тренировочном и соревновательном процессе характеризуется не только генетическим потенциалом спортсмена. Часто менее одарённые и талантливые спортсмены, но методично и планомерно стремящиеся к совершенству благодаря грамотной работе тренерского состава, занимают места на пьедестале выше, чем более способные соперники.

Ключевые слова: индивид, избранный вид спорта, оптимизация процесса тестирования, алгоритм тестирования, комплексный контроль.

Литература

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 223 c.
  2. Благуш П.К. теории тестирования двигательных способностей / П.К. Благуш. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 165 с.
  3. Годик М.А. Спортивная метрология: учебник для институтов физической культуры / М.А. Годик. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.
  4. Губа В.П. Детская одаренность и талант: интегральная оценка, анализ диагностических методов / В.П. Губа, А.В. Солодников // Известия Российской академии образования, Научный журнал. –  2015. – № 3 (35). – С. 71-78.
  5. Губа В.П. Детско-юношеский спорт: основы технологии качества научных исследований и процесса подготовки / В.П. Губа // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 8. – С. 21-25.
  6. Губа В.П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: учеб. пособие для вузов физической культуры / В.П. Губа, М.П. Шестаков, Н.Б. Бубнов, М.П. Борисенков. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 211 с.
  7. Губа В.П. Междисциплинарная методика диагностики детской одаренности к спортивной деятельности / В.П. Губа, А.В. Солодников // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 4. – С. 104.
  8. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 254 с.
  9. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. – М.: Советский спорт, 2008. – 244 с.
  10. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях. – М.: АСТ, 1998. – 272 с.