Здоровье и здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций студентов педагогического вуза

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Т.И. Шукшина1
Кандидат педагогических наук В.В. Акамов1
Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Неясова1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Серикова1
1Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

В условиях активной переоценки общественных ценностей, особое значение имеет проблема формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у будущих педагогов. Здоровье и здоровый образ жизни как фундаментальные ценностные ориентации будущих педагогов определяют направленность их профессиональной деятельности, основу взаимодействия с субъектами образовательных отношений, жизненные приоритеты, отношение к другим людям, самому себе, мировоззренческие позиции, оказывают влияние на социальную активность. Цель исследования заключалась в определении места ценностей здоровья у студентов педагогического вуза в общей иерархии ценностей, выявлении эффективных путей их формирования. Исследование было организовано на базе факультета физической культуры МГПИ им. М.Е. Евсевьева и состояло из трех взаимосвязанных этапов. Всего в исследовании приняло участие 85 человек: 40 студентов 1-го и 45 студентов 5-го курсов соответственно, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 – «Педагогическое образование» профилю «Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности». Для определения места ценностей здоровья и здорового образа в жизни студентов педагогического вуза нами была использована методика М. Рокича.
Результаты исследования показали, что ценность здоровья в системе ценностей входит в тройку наиболее значимых, при этом наблюдается положительная динамика в ориентации будущих педагогов на здоровый образ жизни на старших курсах.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, ценности, ценностные ориентации, студенты педагогического вуза, профессиональная подготовка.

Литература

  1. Акамов В.В. Диагностика сформированности уровня развития ценностных основ профессионального самосознания студентов факультета физической культуры / В.В. Акамов, Т.И. Шукшина // Теория и практика физ. культуры. – 2014 – № 8. – С.  22- 25.
  2. Власова В.П. Физкультурно-оздоровительная деятельность как средство развития социально-значимых качеств у будущих учителей физической культуры / В.П. Власова, И.А. Неясова, О.Н. Карабанова // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – №  11. – С.  18-20.
  3. Горшенина С.Н. Содержательные основы формирования технологической компетентности у будущих учителей физической культуры / С.Н. Горшенина, Н.А. Маринкина // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 1. – С. 12-14.
  4. Карпова Е.Е. Профессиональные ценностные ориентации у будущих учителей физической культуры в области безопасности жизнедеятельности / Е.Е. Карпова, В.В. Акамов, Т.И. Шукшина // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 11. – С.  15-17.
  5. Серикова Л.А. Проблема определения сущности духовно-нравственного воспитания / Л.А. Серикова, Д.Г. Нижегородов // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 3 (11). – С.  29- 31.
  6. Трещев А.М. Психолого-педагогические условия формирования ценностных ориентаций гражданско-патриотической направленности у студентов-спортсменов / А.М. Трещев, О.А. Сергеева // Вестник ТГПУ. – 2013. – № 1 (129). – С. 25-31.