Психологическая безопасность спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Л.Г. Майдокина1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Кокурин1
Кандидат психологических наук О.В. Кудашкина1
Кандидат педагогических наук М.Ю. Трескин1
1Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

В системе тренировки спортсмена ведущее место отведено психологической подготовке, которая предполагает не только развитие спортивно важных качеств, но и формирование психологической устойчивости к различным внешним воздействиям. В условиях жесткой спортивной конкуренции и особого отношения ведущих международных организаций к спортсменам Российской Федерации актуализируется необходимость целенаправленной работы по формированию психологической безопасности спортсменов. Особо этим воздействиям подвержены спортсмены на этапе высшего спортивного мастерства. Многочисленные санкции международных спортивных организаций оказывают мощное психологическое воздействие на спортсмена, подрывая мотивацию и спортивный дух личности. Цель работы заключается в изучении психологической безопасности спортсмена на этапе высшего спортивного мастерства и апробации программы «Психологическая безопасность в спорте высших достижений». Исследование включало три этапа. На первом этапе диагностировался исходный уровень психологической безопасности спортсменов высокого класса. На втором этапе исследования нами разработана и апробирована программа «Психологическая безопасность в спорте высших достижений». На третьем этапе исследования определялась динамика развития психологической безопасности спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства.

Ключевые слова: психологическая безопасность, психологическая угроза, психологическое здоровье спортсмена, этап высшего спортивного мастерства, тренировочные занятия, соревновательная деятельность, саморегуляция психических состояний.

Литература

  1. Варданян Ю.В. Субъект психологической безопасности в образовании и спорте: отечественный и зарубежный опыт экспериментального исследования : монография / Ю.В. Варданян; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2014. – 128 с.
  2. Кокурин А.В. Проблема развития психологической компетентности в системе подготовки спортсменов разных квалификаций / А.В. Кокурин, Л.Г. Майдокина // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 8. – С. 12–15.
  3. Майдокина Л.Г. Развитие саморегуляции спортсмена в системе его психологической подготовки / Л.Г. Майдокина, О.В. Кудашкина // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 8. – С. 18–21.