Психологические особенности спортсменов, выступающих на разных дистанциях

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Н.И. Хохлова1
Кандидат философских наук, доцент Т.А. Родермель1
1Сургутский государственный университет, Сургут

Целью исследования стало определение специфики различий психологических особенностей у спортсменов, выступающих на разных дистанциях.
В работе приняли участие 13 спортсменов: 7 спринтеров и 6 стайеров в возрасте 20-25 лет, у которых не наблюдаются физические нарушения. Разделение спортсменов на 2 группы соответствовало специфике их разделения тренером.
В результате сравнительного анализа психологических особенностей спринтеров и стайеров было выявлено, что у всех спортсменов, независимо от приоритетной дистанции выступления, констатировали высокий уровень мотивации к успеху и наблюдали тенденцию к низким показателям уровня саморегуляции. У спортсменов-спринтеров, в отличие от стайеров, высокий уровень агрессивности и тревожности. Данные результаты обуславливают необходимость разработки специфического психологического сопровождения спортсменов, в том числе и с учетом дистанции, на которых они выступают. Представлен набор методик, которые спортивный психолог может использовать в собственной работе с целью исследования психологических особенностей спортсменов, поскольку актуализация личностного потенциала может обуславливать достижения в спорте. Авторы акцентируют внимание на приоритетных направлениях работы психолога в логике психологического сопровождения спортивной деятельности.

Ключевые слова: спринтер, стайер, психологические особенности.

Литература

  1. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.А. Вяткин. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 112 с.
  2. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов / А.В. Родионов. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2004. – 576 с.
  3. Шадрин В.М. Психологические основы формирования двигательного навыка / В.М. Шадрин. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1978. – С. 31.