Технология начального обучения плаванию детей-инвалидов с ментальными нарушениями

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Е.А. Распопова1
Доцент О.Г. Рысакова2
Аспирант Н.В. Попович3
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Российский государственный социальный университет, Москва
3Московский городской педагогический университет, Москва

Целью исследования стала разработка технологии обучения детей-инвалидов с ментальными нарушениями упражнениям начального обучения плаванию. В исследовании приняли участие 20 детей 7-летнего возраста с ментальными нарушениями, с диагнозом «расстройство аутистического спектра» (РАС), посещающих занятия по плаванию в течение 3 месяцев 2 раза в неделю. Дети условно были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную, по 10 человек в каждой группе, и 20 детей, занимающихся оздоровительным плаванием. В контрольной группе тренеры одновременно занимались с двумя детьми по общепринятой методике. В экспериментальной группе тренеры также занимались с двумя детьми одновременно, но по особой технологии. Особенностью данной технологии является совместное пребывание тренера вместе с учеником в воде. Такие попытки обучения уже применялись в программах обучения детей с ментальными нарушениями, но исключительно в целях безопасности детей с эпилепсией и только чтобы предотвратить приступ в воде. Результаты проведенного эксперимента показали, что применение упражнений на задержку дыхания в сочетании с упражнениями в положении «лежа» значительно повышает эффективность занятий плаванием, а присутствие тренера в воде – пожалуй, единственный способ организации занятия по обучению плаванию детей с ментальными нарушениями.

Ключевые слова: начальное обучение плаванию, индивидуальный подход, дети-инвалиды с ментальными нарушениями.

Литература

  1. Мосунова М.Д. Обучение плаванию в условиях совместного пребывания в воде тренера и ребенка-инвалида (на примере эпилепсии): автореф. дис. … канд. пед. наук / М.Д. Мосунова. – СПб., 2005. – 24 с.
  2. Пермяков В.Е. Использование средств плавания в системе физической и психической реабилитации детей 9-11 лет с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Е.  Пермяков. – Краснодар, 2004. – 18 с.
  3. Погребной А.И. Плавание в системе физической и психической реабилитации детей с дефектами в развитии / А.И. Погребной // Теория и практика физ. культуры. – 2004. – № 8. – С. 55-58.
  4. Савельева О.Ю. Исследование индивидуальной предрасположенности школьников к освоению техники плавания на этапе освоения с водой / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов, А.В. Романова, Е.Д. Бакулина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 4 (134). – С. 237-242.
  5. Указ Президента РФ от 18-08-94 1696 «О президентской программе "Дети России"».