Критерии допуска к занятиям физической культурой студентов, перенесших внебольничную пневмонию, с учетом особенностей их энергообеспечения

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат медицинских наук, доцент И.А. Лазарева1
Кандидат медицинских наук, доцент О.А. Султанова1
Н.Н. Воронова1
Е.В. Рожнова1
1Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва

Целью исследования было изучение энергообеспечения велоэргометрической нагрузки (ВЭН) у студентов, перенесших внебольничную пневмонию (ВП), для обоснования сроков возобновления занятий физической культурой, а также определения объема и интенсивности физических нагрузок. Обследован 61 студент 1-6-го курсов Сеченовского Университета в возрасте от 17 до 25 лет (в среднем 21,7±0,2 года). Все студенты были разделены на 2 группы: участники 1-й группы получали лечение по стандартам медикаментозного лечения ВП. Всем исследуемым помимо комплексного обследования проводились специальные исследования: спирография и спироэргометрия, электрокардиография (ЭКГ), велоэргометрическая нагрузка (ВЭН). Нагрузочное тестирование проводили на велоэргометре Ergomedic 894E Peak Bike (Monark) с начальной мощностью 25 Вт с дальнейшим ее увеличением на 25 Вт каждые 3 мин. Прекращение нагрузки проводили по появлению признаков, изложенных в рекомендациях Комитета экспертов ВОЗ (1970). Показатели газообмена определяли системой CARDIOVIT CS-200 Ergo-Spiro и электрокардиографом Schiller. Статистическая обработка проведена методом вариационной статистики по общепринятым формулам.
Результаты исследования свидетельствуют о значительных нарушениях кардиореспираторной системы у студентов, перенесших ВП, вследствие чего возобновление занятий физической культурой возможно через 1,5 месяца после начала заболевания по программе специальной медицинской группы. Допуск к занятиям по программам подготовительной и основной групп должен проводиться после специального обследования.

Ключевые слова: студенты, внебольничная пневмония, энергообеспечение, сроки допуска к занятиям физкультурой, специальная медицинская группа.

Литература

  1. Голубятникова М.В. Влияние физических упражнений на показатели коэффициента здоровья, физическую подготовленность, физическое состояние и работоспособность студентов в процессе занятий физической культурой / М.В. Голубятникова, В.Н.  Яковлева, Л.Н. Макарова, М.В. Агеева // Спортивная медицина: наука и практика. – 2017. – № 7 (3). – С.14-21.
  2. Гончарова О.В. Состояние здоровья студентов вузов Российской Федерации по данным диспансерного обследования 2011 г. / О.В. Гончарова, Е.Е. Ачкасов, Т.А. Соколовская и др. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2011. – № 3. – С.  10- 14.
  3. Есауленко И.Э. Оценка эффективности инновационных форм формирования здорового образа жизни студентов в ходе реализации здоровьесберегающего проекта / И.Э. Есауленко, В.А.  Решетников, Т.Н. Петрова и др.// Спортивная медицина: наука и практика. – 2017. – № 7 (2). – С. 90-97.
  4. Камилова Р.Т. Занятость спортом и уровень двигательной активности учащихся / Р.Т. Камилова, З.Ф. Мавлянова, Б.Э. Абдусаматова, Л.И. Исакова // Спортивная медицина: наука и практика. – 2017. – № 7 (3). – С. 86-91.
  5. Проскурякова Л.А. Анализ заболеваемости и инвалидизации студенческой молодежи за десятилетний период / Л.А. Проскурякова, С.Ф. Зинчук // Здравоохранение Российской Федерации. – 2012. – № 2. – С. 75-79.
  6. Султанова О.А. Оздоровительные мероприятия в условиях высшего учебного учреждения / О.А. Султанова, И.А. Лазарева, Т.В.  Красавина, Л.И. Тихонова // Вестник «Здоровье и образование в ХХI веке». – 2011. – № 13 (10). – С. 467-468.
  7. Царев Н.Н. Уровень привычной двигательной активности и показатели кардиореспираторной системы студентов / Н.Н. Царев, Ю.Л. Веневцева // Спортивная медицина: наука и практика. – 2017. – № 7 (3). – С.33-39.