Практико-ориентированная подготовка спортивного педагога в учебном модуле «профессионально-педагогические задачи»

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.В. Ведерникова1
Кандидат психологических наук, доцент С.А. Еланцева1
Кандидат педагогических наук, доцент О.А. Поворознюк1
1Тюменский государственный университет, Тюмень

В рамках пилотажного экспериментального исследования была разработана и проверена эффективность модели практико-ориентированной подготовки педагога в учебном модуле «Профессионально-педагогические задачи» учебного плана профиля подготовки бакалавров «Физкультурное образование, безопасность жизнедеятельности». Авторы выделяют следующие особенности формирования субъектно-профессионально-личностной позиции у бакалавров посредством реализации данной модели: понимание практико-ориентированной подготовки как со-бытийного процесса развития и саморазвития студента и преподавателя, целью которого выступает взаимообусловленное становление их субъектно-профессионально-личностных позиций; организация преподавателем на занятиях трех пространств: ценностно-когнитивного, деятельностно-творческого и рефлексивно-ценностного, как со-бытийно построенных; ценностно-когнитивное пространство организуется преподавателем с целью формирования «со-знания» бакалавра как совокупности результатов восприятия и оценки объектов и субъектов профессионально-педагогической среды и самого себя как личности и профессионала; использование способов «бытия в со-бытии» в соответствии со структурными компонентами субъектно-профессионально-личностной позиции педагога: «со-знание» – созерцание, сосредоточение, соотнесение, соизмерение, сопоставление, сомнение; «со-переживание» – соучастие, сопереживание, сочувствие, сострадание; «со-действие» – созидание, сотрудничество, содействие, сопротивление, соперничество; процедуры организации преподавателем трех образовательных пространств, как со-бытийно построенных – проектирование, коммуникация, понимание и рефлексия.

Ключевые слова: модель практико-ориентированной подготовки педагога, субъектно-профессионально-личностная позиция педагога, бакалавры, профиль подготовки «Физкультурное образование, безопасность жизнедеятельности», учебный модуль «Профессионально-педагогические задачи», пилотажное экспериментальное исследование.

Литература

  1. Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития педагогов, студентов / К.Я. Вазина // Наука и школа. – 2010. – №  5. – С. 20-24.
  2. Ведерникова Л.В. Развитие профессионально-личностного потенциала будущего педагога в условиях модернизации педагогического образования / Л.В. Ведерникова // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 5. – С. 75-78.
  3. Ведерникова Л.В. Подготовка современного учителя физической культуры к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Л.В. Ведерникова, О.А. Поворознюк, С.А. Еланцева // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 4. – С. 54-56.
  4. Ведерникова Л.В. Развитие исследовательской деятельности педагогов сельских школ / Л.В. Ведерникова, О.А. Поворознюк, С.А.  Еланцева // Человек и образование. – 2018. – № 1 (54). – С.  129-134.
  5. Еланцева С.А. Психологические аспекты профессиональной подготовки будущего учителя в вузе / С.А. Еланцева // Высшее образование в России. – 2013. – № 11. – С. 125-130.
  6. Лубышева Л.И. Интеграция спортивной науки и образования – стратегический ресурс развития общества / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры и спорта. – 2019. – № 3. – С. 95.
  7. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – М., 2010. – Режим доступа –https://portal.ivedu.ru/dep/mouofurmn/commondocs/metodicheskaya_slujba/m... (дата обращения: 10.12.2018)
  8. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2011. – 400 с.
  9. Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной; науч. ред. серии Н.Б. Крылова. – Вып. 1 (43). – 2010. – 157 с.