Секретные приемы в настольном теннисе как показатель профессионального мастерства теннисиста
Фотографии:
ˑ:
Кандидат психологических наук, профессор Т.П. Будякова1
Г.В. Батуркина1
1Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец
Рассматриваются вопросы повышения качества подготовки студентов, обучающихся по направлению «Физическая культура и спорт», в рамках факультативных занятий по теннису. Представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было выявление значения секретных приемов игры в теннис для обеспечения значимого преимущества над соперником. Авторами была разработана методика экспертных оценок, в которой экспертов просили высказаться о качествах, отличающих теннисиста-профессионала от теннисиста-дилетанта. В качестве экспертов выступили мастера спорта, спортсмены, имеющие спортивные разряды по теннису, победители теннисных турниров разного уровня. Наиболее значимыми для профессионала-теннисиста качествами были названы: «предварительное планирование своих действий», «умение быстро перепрограммировать свои шаги», «эффективная маскировка своих собственных движений». Все эти качества косвенно связаны с умением перехитрить противника. Наиболее уязвимыми для дилетантов в теннисе были названы такие личностные черты, как: «слишком большая озабоченность по поводу победы или проигрыша» и «легкая отвлекаемость», которые выступают маркерами эмоциональной нестабильности спортсмена. Было установлено, что владение секретными приемами игры – одно из наиболее значимых качеств, позволяющих побеждать в теннисе. Владение секретными приемами игры способствует также эмоциональной стабильности теннисиста.
Ключевые слова: обучение теннису, секретный прием, преимущество над соперником, спортсмен-профессионал, личностные качества спортсмена.
References
- Biesen D.V., Mactavish J.,Pattyn N., Vanlandewijck Y. Technical proficiency among table tennis players with and without intellectual disabilities. Human Movement Science. 2012. Vol. 31. no. 6. pp. 1517–1528.
- Budyakova T.P. Characteristics of visual contacts in the process of taking hostages. Voprosy Psikhologii. 2014.no. 3. pp. 96–104
- Ivancevic T., Jovanovic B., Jovanovic S., Djukic M., Djukic N., Lukman A. Paradigm Shift for Future Tennis. Berlin: Springer-Verlag, 2011.
- Kavussanu M. Moral behavior in sport , N. Stanger Current Opinion in Psychology. 2017. Vol. 16. no.8. pp. 185–192.
- Lewis F.R., Knight C.J., Mellalieu S.D. Emotional experiences in youth tennis. Psychology of Sport and Exercise. 2017. Vol. 29. no.3. pp. 69–83.
- Raab M., Masters R.S.W., Maxwell J.P. Improving the ‘how’ and ‘what’ decisions of elite table tennis players. Human Movement Science. 2005. Vol. 24. Iss. 3. no. 6. pp. 326–344.
- Ring C., Kavussanu M. The impact of achievement goals on cheating in sport Psychology of Sport and Exercise. 2018. Vol. 35. no. 3. pp. 98–103.
- Wolf S., Brölz E., Keune P., Wesa B., Hautzinger M., Birbaumer N., Strehl U. Motor skill failure or flow-experience? Functional brain asymmetry and brain connectivity in elite and amateur table tennis players. Biological Psychology. 2015. Vol. 105. no. 2. pp. 95–105.
- Zou J., Liu Q., Yang Z. Development of a Moodle course for schoolchildren’s table tennis learning based on Competence Motivation Theory: Its effectiveness in comparison to traditional training method. Computers end Education, 2012. Vol. 59. no. 9. pp. 294–303.