Модель профессионально-прикладной физической подготовки курсантов военных учебных заведений пограничного профиля

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент И.Е. Коновалов1
Аспирант С.А. Елисеев1
1Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

Рассматривается модель профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) курсантов военных учебных заведений пограничного профиля. Оценивая положительный опыт реализации ППФП курсантов военных вузов пограничного профиля в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка», нужно отметить, что назрела острая необходимость создания отдельного модуля по данному направлению деятельности. При этом ППФП курсантов должна включать в себя широкий спектр методов и максимально расширенный арсенал средств подготовки, направленных в первую очередь на повышение физической, функциональной и психологической подготовленности и, главное, на овладение в должной мере профессиональными умениями и навыками, необходимыми в будущей оперативно-служебной деятельности. Наиболее эффективным инструментом решения данной задачи является разработка модели ППФП курсантов. В нашем исследовании модель представляет собой схему, где отражены основные методологические положения, содержание учебного процесса, критерии оценки эффективности и ожидаемый результат. Для оценки эффективности реализации модели ППФП курсантов было проведено тестирование. В конце эксперимента был получен следующий прирост исследуемых показателей в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах: подъем переворотом на перекладине: КГ – 8,78%, ЭГ – 58,94%; марш-бросок 5 км: КГ – 0,23%, ЭГ – 1,71%; общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий: КГ – 1,85%, ЭГ – 6,51%; бег с преодолением полосы препятствий в составе подразделения: КГ – 0,74%, ЭГ – 2,59%; плавание в обмундировании с оружием: КГ – 24,18%, ЭГ – 44,69%. Таким образом, достижение более высоких результатов прироста в показателях профессионально-прикладной физической подготовленности в ЭГ доказывает эффективность разработанной авторами модели ППФП курсантов.

Ключевые слова: курсанты военных вузов пограничного профиля, модель профессионально-прикладной физической подготовки.

Литература

  1. Губанищева А.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка как один из видов подготовки конкурентоспособного специалиста / А.А. Губанищева // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2014. – № 2 (8). – С. 77-80.
  2. Елисеев С.А. Анализ потенциальных возможностей совершенствования процесса профессионально-прикладной физической подготовки курсантов военных учебных заведений / С.А. Елисеев, И.Е. Коновалов // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: материалы V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. – Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2017. – Т. 2. – С. 432-434.
  3. Елисеев С.А. Оптимизация содержания профессионально-прикладной физической подготовки военнослужащих, используя комплекс упражнений «Strenflex» / С.А. Елисеев, И.Е. Коновалов // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2018. – С. 479-483.
  4. Жужгов А.И. Индивидуализация образовательного процесса на основе мониторинга уровня здоровья как основа военно-прикладной физической подготовки курсантов военных вузов / А.И. Жужгов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2015. – № 1(36). – С. 53-60.
  5. Калашников А.Ф. Формирование профессионально важных качеств курсантов средствами профессионально-прикладной физической подготовки / А.Ф. Калашников // Сборник статей «Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов». – М., 2016. – С. 53-57.
  6. Коновалов И.Е. Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных ССУЗ: автореф. дис. … докт. пед. наук / И.Е. Коновалов. – Набережные Челны, 2012. – 46 с.