Концепция сохранения спортивно-исторического наследия региона как средство развития человеческого ресурса

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Л.И. Костюнина1
Доктор культурологии, доцент А.Ю. Тихонова1
Доктор педагогических наук, профессор И.Н. Тимошина1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск

Целью исследования стало концептуальное обоснование создания регионального музея истории спорта. Методами исследования явились: диалектический, сравнительно-исторический, историко-хронологический, метод диахронного анализа. Автор актуализирует использование современных теоретико-ме­то­до­ло­ги­чес­ких подходов к разработке концепции создания регионального музея, таких как культурологический, историко-культурный, аксиологический, интегративный. Культурологический подход позволяет проанализировать историю развития регионального спорта через парадигмы и категории теории и истории культуры. Культурно-исторический подход дает возможность изучить культурно-спортивное наследие Ульяновской области в историческом аспекте и описать артефакты развития физкультурно-спортивного движения в регионе. Аксиологический подход потворствует определению культурных ценностей населения региона, выявлению уровня специальных знаний учащейся молодежи о развитии физической культуры и спорта в регионе, пониманию роли и значимости проведения физкультурно-спортивных мероприятий регионального, всероссийского, международного уровня. Интегративный подход обеспечивает возможность творческого и многомерного анализа современных методов сохранения спортивно-исторического наследия.

Ключевые слова: спортивно-историческое наследие, артефакты, региональный музей спорта, учащаяся молодежь.

Литература

  1. Алиев М.Н. Значение физической культуры и спорта в патриотическом воспитании учащейся молодежи / М.Н. Алиев, Д.З. Джандаров // Вестник ЯГУ. – 2009. – Т. 6. – № 3. – С. 52-57.
  2. Губернатор и Правительство Ульяновской области: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ulgov.ru/ (дата обращения: 01.10.2018).
  3. Ефимов Д.Г. Становление и развитие физической культуры и спорта в государственных учреждениях России : 1861–1917 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Д.Г. Ефимов. – СПб., 2000. – 32 с.
  4. Истягина-Елисеева Е.А. Организация комплекса мероприятий по пропаганде физической культуры и спорта в Российской Федерации на основе материалов исторического спортивного наследия / Е.А. Истягина-Елисеева, Е.Е. Бариеникова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 3. – С. 60-62.
  5. Костюнина Л.И. Новый взгляд на систему спортивной подготовки / Л.И. Костюнина // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 2. – С. 60.
  6. Лубышева Л.И. Спортивная культура в философском, историческом и социально педагогическом измерениях / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 5. – С. 30.
  7. Рустамов А.Ю. Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Ю. Рустамов. – Махачкала, 2005. – 24 с.
  8. Соловьев П.В. Физическая культура и спорт в социокультурном развитии сибирского города Томска: 1920-1941 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук / П.В. Соловьев. – Томск, 2007. – 24 с.
  9. Тихонова А.Ю. История организации музейного дела в регионах / А.Ю. Тихонова, М.А. Чапланова // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 8–3. – С. 611-615; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38950 (дата обращения: 23.10.2018).