Формирование социально-духовных ценностей средствами физкультуры в процессе подготовки студентов

Фотографии: 

И.Р. Тарасенко канд. пед. наук
Рис. 1.Технологическая структура процесса формирования социально-духовных ценностей.

ˑ: 

Технология формирования социально-духовных ценностей средствами физической культуры в процессе профессиональной подготовки студенческой молодежи

И.Р. Тарасенко канд. пед. наук, А.А. Марченко канд. соц. наук, П.В. Тарасов канд. пед. наук, доцент, О.Ю. Тарасова канд. пед. наук, доцент

ФГБОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь, Россия

Ключевые слова: физическая культура личности, социально-духовные ценности, педагогическая технология, мотивационно-ценностные ориентации.

Введение. На современном этапе развития российского общества модель высококвалифицированного специалиста должна включать, помимо узкопрофессиональных знаний и умений, также и основные свойства личности, гармоническое развитие которых обеспечивает духовное, физическое, психическое и социальное здоровье, высокий уровень культуры, коммуникации, общения и творчества [2, 4, 5, 6]. В этом контексте современная система образования требует пересмотра его содержания на основе философско-антропологического и культурологического подходов, обеспечивающих отражение гуманистических и гуманитарных измерений бытия человека, его социально-духовных ценностей, деятельности в природе и обществе. Сущностная характеристика такого отражения – целостная картина мира и человека в нем, в его гармонии духовного и физического развития [1, 3, 8]. В настоящее время социально-духовные ценности складываются в основном стихийно под влиянием самых различных факторов и, прежде всего, жизненно насущных потребностей, содержание которых сегодня определяются реставрацией в России капиталистических отношений, далеко не всегда отвечающих духовности, человеческой морали, нравственности, психическому здоровью общества и культуре народа в целом [1, 7]. Все это в значительной степени обусловливает социальную значимость настоящего исследования и, прежде всего в силу того, что духовная жизнь является важной стороной функционирования и развития общества, в ее содержании проявляется подлинно человеческая сущность. Процесс подготовки кадров до настоящего времени является одним из сложных видов деятельности, остается не до конца изученным и определенным как по содержанию образования и его качеству, так и в отношении основных компонентов составляющих профессионально важных качеств личности будущих специалистов. Не оспорим и тот факт, что в структуре их профессионализма особое место должны занимать социально-духовные ценности. Именно они, на наш взгляд, являются основой любой деятельности человека и, в частности, профессиональной: они мотивируют ее, активизируют и превращают процесс труда в творческую работу и, что самое ценное, актуализируют духовный смысл производственных отношений в обществе и обеспечивают их результативность.

Цель исследования – определить и экспериментально обосновать организационные и психолого-педагогические условия технологического обеспечения формирования социально-духовных ценностей студенческой молодежи средствами физической культуры.

Методы и организация исследования. Педагогическая технология формирования социально-духовных ценностей является технологической микроструктурой в макроструктуре формирования физической культуры личности и представляется нами как функциональная система организационных способов алгоритмизированного управления учебно-познавательной и практической деятельностью студентов, инструментально обеспечивающая средствами физической культуры гуманитарное становление личности, становление и развитие в их сознании  многообразной системы социально-духовных образований, в которых отражается социальная и личностно значимая мотивационно-потребностная сфера (знания, нравственность, этика поведения, эстетика чувств и вкусов, здоровый образ жизни, отношение к труду и физкультурно-спортивной деятельности), интегрированная в мировоззрение и духовные способности личности студента, представляющие собой совокупность ее свойств и качеств воспринимать, чувствовать, осознавать духовно-культурные ценности общества.

Выводы

1. Социально-духовные ценности в структуре личности будущего специалиста есть разнообразная многогранная система образований в сознании общества и индивида, в которой отображаются актуальные потребности, интересы, вкусы, культура поведения, общения, коммуникации и деятельности, ее творческая направленность и духовные способности (представляются нами как социально, так и личностно выработанная  совокупность свойств и качеств человека воспринимать, чувствовать, осознавать духовно-культурные ценности общества, а также воспроизводить и творить их, воплощать их в жизнь и жить ими).

2. Определенные в ходе исследования основные составляющие социально-духовных ценностей студенческой молодежи, поддающиеся формированию средствами физической культуры (знания, нравственность, эстетика, здоровый образ жизни, отношение к труду и физкультурно-спортивная деятельность) взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимодополняют друг друга и характеризуются интегративной целостностью их развития.

3. Педагогическая технология формирования социально-духовных ценностей является технологической микроструктурой в макроструктуре формирования физической культуры личности и представляется нами как функциональная система организационных способов алгоритмизированного управления учебно-познавательной и практической деятельностью студентов, инструментально обеспечивающая средствами физической культуры гуманитарное становление личности, развитие в ее сознании многообразной системы социально-духовных образований, в которых отражается социальная и личностно значимая мотивационно-потребностная сфера (знания, нравственность, этика поведения, эстетика чувств и вкусов, здоровый образ жизни, отношение к труду и физкультурно-спортивной деятельности), интегрированная в мировоззрение и духовные способности личности студента, представляющие собой совокупность ее свойств и качеств воспринимать, чувствовать, осознавать духовно-культурные ценности общества.

Литература

1. Артюхова И.С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика. – №4. – 1999. – С.117-120.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. – 352 с.

3. Виленский М.Я., Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М.Я. Виленский, Г.М. Соловьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2001. - №3. С. 2-7.

4. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы / В.И. Горовая. – Ставрополь, 1995. – 160 с.

5. Ковалева О.И. Личностно ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранности здоровья: дис. … канд. пед. наук / О.И. Ковалева. – Ставрополь, 2004, 160 с.

6. Сластёнин В.А., Педагогика: инновационная деятельность: Монография/ В.А. Сластенин, С.С.Подымова. – М.: МГПУ, 1997. – 321 с.

7. Соловьев Г.М. Формирование физической культуры личности студента в ракурсе современных образовательных технологий / Г.М. Соловьев. – Ставрополь: Издательство СГУ, 1998. – 168 с.

8. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста / Н.Ф. Талызина // Совр. высш. школа. – 1986. - № 2. – С. 75-84.

9. Тарасенко И.Р. Формирование социально-духовных ценностей средствами физической культуры в процессе профессиональной подготовки студенческой молодежи:автореф. дис. .... канд. пед. наук / И.Р. Тарасенко. – Ставрополь: СГУ, 2005. – 22с.

Поступила в редакцию: 03.07.2013г.

Информация для связи с автором: aleksandrik4@rambler.ru