Влияние занятий спортом на качество жизни студентов Тюменского государственного аграрного университета

Фотографии: 

В.А. Кувалдин
Таблица 1 Показатели физического компонента здоровья у студентов и студентов-спортсменов
Таблица 2 Показатели психического компонента здоровья у студентов и студентов-спортсменов
Рис. 1. Доля респондентов (юноши) с плохим и отличным качеством жизни по шкалам физического состояния (в % к числу опрошенных)
Рис. 2. Доля респондентов (юноши) с плохим и отличным качеством жизни по шкалам психического состояния (в % к числу опрошенных)
Рис. 3. Доля респондентов (девушки) с плохим и отличным качеством жизни по шкалам физического компонента (% к числу опрошенных)
Рис. 4. Доля респондентов (девушки) с плохим и отличным качеством жизни по шкалам психического состояния
Рис. 5. Профили качества жизни

ˑ: 

Влияние занятий спортом на качество жизни студентов Тюменского государственного аграрного университета

В.А. Кувалдин

ФГБОУ ВПО «Государственный Аграрный Университет

Северного Зауралья», Тюмень

Ключевые слова: физическая культура и спорт в студенческой среде, качество жизни, спортсмены, различные аспекты здоровья, показатели физического компонента здоровья, показатели психического компонента здоровья.

Развитие физической культуры и спорта в студенческой среде – чрезвычайно актуальная проблема, связанная с сохранением и укреплением здоровья будущих специалистов (Оринчук В.А., Оринчук А.Н., Лапчинская Н.В., Большев А.С., 2008).

Говоря о роли спорта в подготовке к жизни и будущей профессии нельзя ограничиваться только решением задач развития и совершенствования различных функций организма. Спортивная подготовка «через метод приучения к практическим действиям и поведению» обеспечивает воспитание необходимых качеств – самодисциплины, настойчивости, упорства в преодолении трудностей, уверенности в себе, решительности и способности проявлять максимальные усилия и в спортивной, и в трудовой, и в общественной деятельности (Пуни А.Ц., 1979; Ильинич В.И., 1995).

Цель исследования: провести сравнительный анализ показателей физического и психического компонента здоровья у студентов и студентов-спортсменов.

Методика и организация исследования. Нами проведен сравнительный анализ показателей физического и психического компонента здоровья у студентов (178 юношей и 265 девушек) и студентов спортсменов (40 юношей и 18 девушек) Тюменского аграрного университета. Для оценки качества жизни, связанного со здоровьем использовалась русифицированная версия методики SF–36 (русскоязычная версия, созданная и рекомендованная МЦИКЖ), включающая 36 вопросов, для выявления субъективной оценки качества жизни респондентами. Вопросы с помощью ключа переводятся в значения восьми шкал, характеризующих физический и психический компоненты здоровья. Количество баллов в оценке каждой шкалы от 0 до 100. Большее число баллов соответствует наиболее высокому качеству жизни.

Выводы. У студентов спортсменов на фоне высокого «физического функционирования» отмечается снижение показателей шкалы «влияние физического состояния на ролевое функционирование» и резкое снижение болевого порога относительно студентов, не занимающихся спортом. В группе студенток спортсменок на фоне повышения «физического функционирования» снижение болевого порога происходит в меньшей степени.

Особенности психического компонента здоровья у студентов спортсменов заключаются в более высокой «жизнеспособности», а у студенток спортсменок отмечается повышение значений шкалы «влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование». У студентов спортсменов в 90% случаев установлены высокие показатели КЖ по шкале «физическое функционирование», а у спортсменок в 100% случаев.

У студентов спортсменов значительно чаще отмечаются низкие показатели по таким шкалам физического состояния, как «влияние физического состояния на ролевое функционирование» и «интенсивность боли». Соответственно по этим же шкалам у спортсменов реже отмечаются высокие показатели. У спортсменок не выявлены высокие показатели шкалы общее состояние здоровья и почти в два реже, чем у студенток, не занимающихся спортом, встречаются высокие значения шкалы «интенсивность боли».

У студентов спортсменов не выявлено случаев с низкими значениями по шкалам жизнеспособность иоценка психического здоровья. При этом у них чаще отмечаются высокие значения по шкале «оценка психического здоровья». У студенток спортсменок реже отмечаются низкие значения по шкале «влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование», а по шкале «оценка психического здоровья», как и у юношей, низкие значений вообще не выявлялись, однако по этой шкале не были выявлены и высокие значения. При этом у спортсменок чаще, чем у студенток, не занимающихся спортом, отмечаются высокие значения по шкалам «социальное функционирование» и«влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование» Между КЖ спортсменов и спортсменок существуют значительные различия по профилям КЖ, при одинаково высоком уровне физического функционирования.

Совмещение учебы в институте с занятиями спортом приводит к повышению качества жизни, особенно в группе девушек. Однако при этом отмечается снижение болевого порога на фоне  выраженного повышения уровня физического функционирования.Качество жизни девушек спортсменок по таким показателям физического компонента здоровья, как «влияние физического состояния на ролевое функционирование» и «интенсивность боли» более высокое, чем у юношей спортсменов.

Литература

1.                Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. – М.: изд. АО «Аспект пресс», 1995. – 140 с.

2.                Исаев А.П., Пичагина С.Г., Потапов Т.В. Стратегии адаптации человека. Учебное пособие. – Тюмень, 2003. – 248 с.

3.                Оринчук В.А., Оринчук А.Н., Лапчинская Н.В., Большев А.С. Оценка качества жизни и роли физической культуры в формировании здорового образа жизни студентов первых курсов вузов // Мат. IV межд. юбил. науч.-практич. конф, посвященной 60-летию кафедры физического воспитания и спорта «Физическая культура и спорт студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития». – Тула: Изд. Тул.ГУ, 2008. – С. 155-157.

4.                Пуни А.Ц. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова. – М., 1979. – С. 82-90.

5.                Суздальницкий Р.С., Левандо В.А. Новые подходы к пониманию спортивных стрессорных иммунодефицитов // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 1. – С. 18-22.

6.                Таймазов В.А., Цыган В.Н., Мокеева Е.Г. Спорт и иммунитет. – СПб, 2003. – 200 с.

7.                Coleman P.G. Personality, health and ageing // J. Roy. Soc. Med. – 1997. – №32. – P. 27-33.

8.                El-Naggar A.M.Physical training effect on relationship of physical, mental, and emotional fitness in adult men // J. Hum. Ergol. – 1986. – Vol. 15, № 1. – P. 79-84.

9.                Jones P.P. et al. Gender does not influence sympathetic neural reactivity to stress in healthy humans // Amer. J. Physiol. – 1997. – № 1, 2. – Р. 350-357.

Информация для связи с автором: tyumenkfk@yandex.ru

Поступила в редакцию 01.07.2013 г.