Особенности использования дыхательных упражнений на занятиях по физическому воспитанию студентов
Фотографии:
ˑ:
Особенности использования дыхательных упражнений на занятиях по физическому воспитанию студентов специальной медицинской группы
Кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Железняков
ФГБОУ ВПО «Курская государственная сельскохозяйственная академия им. профессора И.И. Иванова», Курск
Ключевые слова: студенты, дыхательные упражнения, дыхательная гимнастика, методика, пробы.
Введение. Как отмечается в многочисленных исследованиях ученых, за последние 25-30 лет резко снизился уровень здоровья выпускников общеобразовательных школ, которые ежегодно пополняют ряды студентов вузов. По данным наших исследований на первый курс приходят студенты с низкими показателями уровня здоровья, функциональной, физической и технической подготовленности [3,4]. Большое количество студентов первых курсов (10-25%) после медицинского осмотра переводятся врачами в специальную медицинскую группу (СМГ) [1].
В Курской государственной сельскохозяйственной академии в 2012/ 2013 учебном году студентов, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, обучается 24% [3,4], что соотносится с данными исследований в других вузах страны [1].
Целью нашего исследования являлось: изучить эффективность использования метода ВЛГД в процессе физического воспитания студентов, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ.
Методика и организация исследования. Основным методом исследования был независимый педагогический эксперимент, при проведении которого использовались следующие методики:
- определение уровня функциональных показателей: жизненной емкости легких (ЖЕЛ), дыхательных проб Штанге и Генчи;
- определение показателей уровня здоровья студентов по КП, ЧСС и наличию углекислого газа в альвеолах легких косвенным путем по стандартной оценочной таблице К.П. Бутейко [2];
- определение ЧСС в процессе ходьбы и бега пальпаторно и с помощью пульсометра марки Beurer PM – 20;
Все расчеты проводились на персональном компьютере с помощью программы Microsoft Excel.
Выводы. Анализ научно-методической литературы показывает, что упражнения дыхательной гимнастики целесообразно использовать на учебных занятиях по физическому воспитанию со студентами СМГ.
Метод ВЛГД в сочетании с упражнениями в ходьбе, ускоренной ходьбе, медленном беге с равномерной скоростью, спортивные игры (бадминтон), проводимые по упрощенным правилам, а также физические упражнения, выполняемые на носовом дыхании, способствуют значительному росту (от 6,7 до 82%) функциональных показателей студентов, что положительно сказывается на их здоровье.
Наши исследования показывают, что дыхательные упражнения являются эффективным средством повышения уровня здоровья студентов СМГ.
Список использованной литературы
1. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология. / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 248 с.
2. Бутейко К.П. Метод Бутейко / К.П. Бутейко. – Одесса: изд. «Титул», 1991. - 232 с.
3. Железняков А.Г., Мартынов М.П., Шадрин И.Г. Методика использования метода ВЛГД в физическом воспитании студентов КГСХА // Электронный журнал «Теория и практика персонализации физического воспитания».–2012. - № 1;URL:http://tppfv.esrae.ru/64-93.
4. Железняков А.Г. Влияние упражнений дыхательной гимнастики на уровень функциональной и двигательной подготовленности студентов основной медицинской группы / А.Г. Железняков // Теория и практика физической культуры. - 2013. - №1. - С. 14-18.
5. Оболочков С.Г. Программно-методическое обеспечение занятий с девушками специальной медицинской группы на младших курсах педагогического вуза / С.Г. Оболочков // Физическое воспитание студентов. - 2010. - №2. - С. 48-50.
Информация для связи с автором: ac-1945@mail.ru
Поступила в редакцию 01.07.2013 г.