Мыслительно-образное моделирование двигательных действий студентов на занятиях по физической культуре
Фотографии:
ˑ:
Мыслительно-образное моделирование двигательных действий студентов на занятиях по физической культуре
Кандидат педагогических наук, доцент О.Ю. Тарасова
Северо-Кавказский федеральный университет
Кандидат педагогических наук, доцент П.В. Тарасов
Кандидат социологических наук А.А. Марченко
Кандидат педагогических наук И.Р. Тарасенко
Ставропольский государственный аграрный университет
Ставрополь
Ключевые слова: физическая культура, сознание, моделирование двигательных действий, идеомоторная тренировка.
Эффективность любой человеческой деятельности в первую очередь зависит от осознанности ее выполнения. Поэтому в педагогике и частности в теории и практике физического воспитания большое значение уделяется принципу сознательного обучения. Реализация данного принципа, как отмечает Белкин А.А., обусловливает не только активное отношение занимающихся в целом к процессу обучения, но также предполагает осмысленное овладение двигательными действиями, что невозможно без формирования психомоторных способностей тонко ощущать свои движения, анализироватьих и сознательно управлять ими [2]. Только осознание и осмысление собственной деятельности на всех этапах процесса обучения двигательным процессами способно пробудить и поддерживать внутренние действия, посредством которых содержание двигательного задания трансформируется в сознании занимающихся в побудительный мотив к действию [5].
В формировании активного, сознательного и мотивированного отношения к изучаемому материалу важную роль играет индивидуально выстроенный план предстоящей деятельности. На важность планирования и проектирования движений и действий в процессе обучения указывают многие психологи [1].
Цель исследования: анализ обучения двигательным действиям студентов на занятиях по физической культуре с использованием метода идеомоторной тренировки.
Вывод. В результате исследования состояния проблемы обучения двигательным действиям студентов вуза нефизкультурных специальностей выявлено, что в учебном процессе физического воспитания фактически не используется метод мыслительно-образного моделирования двигательных действий, который эффективно используется в спортивной тренировке. Проведенное исследование позволило сделать следующее определение: педагогическая технология мыслительно-образного моделирования двигательных действий студентов на занятиях по физической культуре представляет собой функциональную систему организованных способовалгоритмированного управления интеллектуально формирующего учебного процесса.
Предложенный технолого-педагогический подход существенно повышает эффективность обучения двигательным действиям студентов вуза на занятиях по физической культуре.
Литература
1. Алексеев А.В. Себя преодолеть! - М.:Физкультура и спорт, 1985. - 191 с.
2. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.
3. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: Учебное пособие. - Краснодар: КГИФК, 1995. - 176 с.
4. Дмитриев С.В. Основы теории решения двигательных задач (Методологические аспекты). - Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1988. - 85 с.
5. Жбанков О.В. Методология формирования информационного пространства процесса физического воспитания / О.В. Жбанков // Теория и практика физической культуры. - 1998 № 6. - С. 25-26, 39-40.
6. Пуни А.Ц. Полифункциональность-полимодальность представления движений и произвольная регуляция двигательной деятельности // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию / Под ред. П.А. Рудика, A.Ц. Пуни, Н.А. Худадова. -М.: Физкультура и спорт, 1969. - С. 124-130.
Информация для связи с автором: pavpav0@yandex.ru
Поступила в редакцию 01.07.2013 г.