Физическая культура студентов аграрных вузов

Фотографии: 

Дяченко Т. Л.

ˑ: 

Физическая культура студентов аграрных вузов

Дяченко Т. Л.

Ставропольский государственный аграрный университет, СтГАУ,

старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта

Вучева В.В.

Северо-кавказский федеральный университет, СКФУ,

доцент, кандидат педагогических наук

Ключевые слова: физическая культура, студенты аграрных вузов, педагогическая технология.

Введение. Современная ситуация развития физической культуры и спорта в образовательно-воспитательном пространстве аграрных вузов обусловлена наличием ряда существенных противоречий, в частности между возросшими требованиями к физической культуре, как неотъемлемой части общекультурной и профессиональной подготовки будущих специалистов, повышением физкультурно-спортивной активности студентов и отсутствием необходимых сведений о динамике их развития у студентов. Необходимость разрешения противоречий порождает потребность в разработке теоретических вопросов системного изучения закономерностей целостного функционирования физической культуры и спорта в сфере высшего профессионального образования и ее практической реализации в соответствии с требованиями современного образования, общества, личности. [1,2,3].

Методы и организация исследования.

С целью изучения физической культуры студентов сельскохозяйственных специальностей, самооценки их физического состояния, выявления отношения к физической культуре, определения системы знаний, умений и навыков в области физической культуры применялся метод анкетирования.

Была разработана специальная анкета. Вопросы, включенные в анкету, по смысловому значению были сгруппированы в 8 основных блоков.

Блок I. Оценочные суждения студентов об основных показателях их физического состояния.

Блок II. Общая система ценностей, ценностных ориентаций и установок студентов, влияющая на их физкультурно-спортивную активность.

Блок III. Понимание студентами общей культуры личности и физической культуры как ее компонента.

Блок IV. Интересы, потребности, установки и ценностные ориентации студентов связанные с их деятельностью по сохранению и оптимизации своего физического состояния.

Блок V. Отношение студентов к физической культуре и спорту.

Блок VI.  Степень информированности и уровень знаний, умений и навыков студентов в области физической культуры.

Блок VII. Предпочитаемые виды деятельности в структуре свободного времени респонденток.

Блок VIII. Социально-демографические характеристики.  

Для получения достоверной информации проводился анонимный опрос, хотя по желанию студенты фамилию могли указать. Положительным здесь является то, что в дальнейшем можно проследить жизненный путь личности и социальные перемещения, соответствие жизненных планов реальному поведению.

Выводы. С целью повышения эффективности процесса формирования физической культуры студентов аграрных вузов, повышения их физкультурно-спортивной активности рекомендуется использование разработанной педагогической технологии, которая предусматривает комплексное применение традиционных и интерактивных форм и методов, активизирующих процесс обучения, таких как: проблемные лекции, дискуссии, педагогические игры.

При организации учебно-воспитательного процесса необходимо создание условий, при которых проявляется воздействие физкультурно-спортивной деятельности на нравственную, эстетическую, экологическую и другие компоненты культуры личности. Одно из направлений этой деятельности - проведение различных физкультурно-спортивных мероприятий, организованных в соответствии с принципами «новых игр», целью которых являлось бы выявление и раскрытие человеческих возможностей, творческого потенциала, получение удовольствия от самого процесса игры, а не от результата, раскрытие коммуникативных возможностей физической культуры и спорта, а также эстетических и нравственных ее аспектов.

С целью привлечения студентов к физкультурно-спортивной деятельности необходимо изменить структуру спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, придать им гуманизированный характер, превращая их из соревнований для наиболее подготовленных в спортивном отношении студентов в соревнования, в которых могут принять участие студенты с разным уровнем физической подготовленности и состоянием здоровья.

Литература

1.       Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 1996.-127 с.

2.       Вучева В.В. Технология обучения игровой деятельности / В.В. Вучева, О.М. Мещерякова //Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 6. - С. 15 -18

3.       Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации. / Лубышева Л.И. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - N1. - С. 11-17.

4.        Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров: учебное пособие / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Высшая школа, 1995. - 207 с.

5.        Столяров В.И. Концепция физической культуры и физкультурного образования (инновационный подход). / Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5 - С. 11-15.

6.         Фетисова С.Л. Теория и методика преподавания спортивных игр: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.-155с.

Информация для связи с автором: pavpav0@yandex.ru

Поступила в редакцию 01.07.2013 г.