Реакция опережения в развитии психических качеств боксеров
Фотографии:
ˑ:
Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Иванова1
Кандидат педагогических наук, доцент О.А. Казакова1
А.Ю. Алексин1
1Самарский государственный экономический университет, Самара
Проводится исследование развития способности начинающих спортсменов-боксеров прогнозировать будущие события и действовать с упреждением во время соревновательной деятельности и на тренировках. По мнению авторов, такого рода подход с использованием методик психологического моделирования спортивной деятельности наиболее целесообразен при изучении особенностей влияния данного вида спорта на психические качества подростка. Многообразие качеств, определяющих эффективность соревновательной деятельности, сложность на различных этапах овладения техникой и тактикой ведения боя способствует получению более быстрого спортивного результата. В результате проведенного эксперимента авторы пришли к выводам, что развитие опережающей реакции – один из основных компонентов способностей в боксе. Это подтверждают и результаты дисперсионного анализа, свидетельствующего о том, что развитие опережающей реакции определяется тремя изучаемыми факторами. Если же распределить их по силе влияния, то картина будет следующей: почти в одинаковой степени показатели реакции выбора определяются фактором регулярных занятий боксом, влиянием педагогического эксперимента, а также тем и другим во взаимосвязи. Все это дает основание утверждать, что быстрота и точность реакции выбора развиваются у юных боксеров вообще, но такой процесс прогрессирует при использовании специальных средств развития опережающей реакции.
Ключевые слова: психические качества, реакция опережения, педагогическое воздействие, факторы возрастного развития, специфика упражнений боксеров, сенсомоторное реагирование на сигнал.
Использованная литература
- Джиландзе Н. М. Роль психологической подготовки дзюдоистов/Н. М. Джиландзе, Д. Р. Суркова//OlymPlus. Гуманитарная версия. – 2016. – № 2 (3). – С. 18–21.
- Иванова Л. А. Психолого-педагогические технологии в подготовке спортсменов на примере женских сборных команд по футболу в вузах)/Л. А. Иванова, О. А. Казакова, А. А. Селезнев//Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта – 2017. – № 3 (145). – С. 271–276.
- Сурков Е. Н. Антиципация в спорте/Е. Н. Сурков. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Хозина Р. Х. Формирование структурных компонентов рефлексивного мышления теннисистов в учебно-тренировочном процессе/Р. Х. Хозина, А. В. Вощинин//Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта – 2017. – № 3 (145). – С. 307–311.