Шахматный спорт: современное состояние и тенденции развития в России и за рубежом

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1
Доктор педагогических наук, профессор О.Н. Степанова2
1Российский государственный социальный университет, Москва
2Московский педагогический государственный университет, Москва

В статье показана взаимосвязь целевых показателей социально-эко­но­ми­чес­кого развития стран и шахматного спорта высших достижений. Отмечено, что шахматный спорт становится частью государственной политики не только в России, но и в Норвегии, Китае, Нидерландах, Армении, Грузии, Украине, Индии, Узбекистане, Болгарии, Грузии, Армении. Обосновано, что социально-экономическая стабильность в обществе, последовательно реализующаяся в социальной практике шахматного спорта, является ключевым условием не только эффективного государственного управления шахматным спортом, но и эффективным механизмом развития интеллектуального и человеческого потенциала нации. Проведен контент-анализ практики шахматного спорта, обобщена официальная статистика в спорте высших достижений, детско-юношеском, массовом и адаптивном шахматном спорте. Изучен опыт подготовки шахматистов и тренеров по шахматному спорту в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Российском государственном социальном университете, Высшей школе тренеров. Выявлены негативные тенденции развития шахматного спорта в России, например: сокращение научных исследований по шахматной проблематике; закрытие шахматных кафедр в ведущих вузах; снижение численности штатных тренеров-преподавателей в детско-юношеском и адаптивном шахматном спорте; отток квалифицированных тренерских кадров в другие страны; нерешенность проблемы отсутствия доступной инфраструктуры для шахматной подготовки лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.  Определены драйверы развития шахматного спорта в нашей стране.

Ключевые слова: массовый, детско-юношеский и адаптивный шахматный спорт, спорт высших достижений, система спортивной подготовки, тенденции и драйверы развития шахматного спорта.

Литература

  1. Михайлова И. В. Создание федеральной инновационной площадки по формированию модели и идеологии опережающего адаптивного шахматного образования в вузе / И. В. Михайлова, А. С. Махов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 10. – С. 56–58.
  2. Паршикова, Н. В. Развитие физической культуры и спорта: стратегия будущего / Н. В. Паршикова, С. И. Изаак, В. Н. Малиц // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 12. – С. 3–5.
  3. Программа развития ООН: Индекс человеческого развития в странах мира в 2015 году//Центр гуманитарных технологий [Офиц. сайт]. – URL: http://gtmarket.ru/news/2015/12/16/7285.
  4. Проект «Программа развития шахмат в Российской Федерации до 2020 года» // Российская Шахматная Федерация [Офиц. сайт]. – URL: http://ruchess.ru/downloads/2015/draft_program_development_chess_2020.pdf/.
  5. Сафиулин Э. М. Анализ факторов, препятствующих развитию мастерства и численности шахматистов с поражением опорно-двигательного аппарата на этапе начальной спортивной подготовки/Э. М. Сафиулин, А. С. Махов, И. В. Михайлова//Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 4. – С. 33–35.
  6. Статистическая информация // Министерство спорта Российской Федерации [Офиц. сайт]. – URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/.
  7. Степанова О. Н. Управленческая деятельность тренера: виды, объекты, критерии эффективности / О. Н. Степанова, А. С. Махов, Е. Н. Латушкина и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 66–68.