Мотивационные факторы, повышающие интерес к занятиям физической культурой у студенческой молодёжи

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук Л.М. Столяр2
Кандидат педагогически наук, доцент О.Н. Логинов1
Е.В. Любина1
Т.И. Макаренкова1
В.В. Аверясов1
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
2Московский педагогический государственный университет, Москва

Использование учебных занятий по дисциплинам физической культуры для повышения готовности к экстремальным ситуациям является одним из важнейших составляющих формирования мотивации и сознательного отношения к занятиям физической культурой в системе высшего образования. Целью исследования стало повышение готовности к преодолению экстремальных ситуаций на основе сравнительной оценки мотивации студентов гуманитарного вуза и курсантов ведомственного вуза МЧС к физической активности. В 2016-2017 гг. было проведено исследование групп студентов гуманитарных вузов и 187 курсантов ведомственного вуза МЧС. В контрольных группах занятия по физической культуре проводились по традиционной методике, не выходя за рамки тематического плана занятий. В экспериментальных группах подготовительная часть каждого занятия в течение 15 мин сопровождалась беседой по разъяснению необходимости достаточной двигательной активности как непременного условия обеспечения личной безопасности в различных экстремальных ситуациях. В процессе практической части занятия проходило ознакомление, разучивание и тренировка физических упражнений, способствующих развитию необходимых физических качеств и формированию двигательных навыков, необходимых для преодоления рассматриваемых в теоретической части занятия вариантов экстремальных ситуаций. Результаты эксперимента показали более высокий уровень мотивации у курсантов вуза МЧС по сравнению со студентами гуманитарных вузов.

Ключевые слова: физическая культура, мотивация, методы воспитания, психологическая готовность, выживание в чрезвычайных, экстремальных ситуациях.

Использованная литература

  1. Александров Д. С. Экспериментальные средства проведения занятий по физической культуре со студентами образовательных организаций высшего образования / Д. С. Александров, Д. В. Кущева // Гуманитарное образование в экономическом вузе: матер. V Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. В 2 т. – М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2017. – С. 163–167.
  2. Андрющенко Л. Б. Реализация дисциплин по физической культуре и спорту в условиях учреждений высшего образования / Л. Б. Андрющенко, С. В. Белецкий, Е. Ю. Внукова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 9. – С. 3–5.
  3. Антонова И. Н. Внедрение компьютерных технологий в процесс физического воспитания студентов / И. Н. Антонова, С. Ю. Витько / Инновационные образовательные технологии в современном универстете. – М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2016. – С. 52–60
  4. Витько С. Ю. Информационные организационно-дидактические технологии в системе физического воспитания студентов экономического университета / С. Ю. Витько, К. Э. Столяр, Е. Г. Стадник и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 9. – С. 16–18.
  5. Кокоулина О. П. Повышение заинтересованности студентов в занятиях физической культурой / О. П. Кокоулина, Н. Е. Копылова, Н. Г. Ефремова и др. // Теория и практика физ культуры. – 2017. – № 9. – С. 22–24
  6. Логинов О. Н. Методические подходы по воспитанию уровня эмоционально-волевой подготовленности и стрессоустойчивости во время учебных занятий по физической культуре / О. Н. Логинов, К. Э. Столяр, Е. Ю. Внукова. / В сб.: Гуманитарное образование в экономическом вузе. Матер. V Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. В 2 т. – 2017. – С. 267–278.
  7. Марищук В. Л. Эмоции в спортивном стрессе / В. Л. Марищук. – СПб.: ВИФК, 1995. – 38 с.
  8. Столяр К. Э. Организационно-методические подходы к комплексной оценке физической подготовленности студентов / К. Э. Столяр, С. Ю. Витько, Р. Р. Пихаев и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 9. – С. 9–11.
  9. Столяр К. Э. «Стратегия развития ФКиС» и достиженческое направление соревновательной деятельности спортсменов старших возрастных групп / К. Э. Столяр, Л. М. Столяр / Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – Тула: ТулГУ, 2015. – № 3. – С. 147–154
  10. Шутова Т. Н. Интеграция традиционных видов спорта и фитнеса в физическом воспитании студентов / Т. Н. Шутова, М. А. Кузьмин, Г. Б. Кондраков и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 9. – С. 19–22.