«Водное спасательство» как средство обучения плаванию детей-дошкольников (Польский опыт)

Фотографии: 

Доктор биологических наук, профессор В.Ю. Давыдов
Характеристика программы обучения спасанию (Н – нарукавник, Н + П – нарукавник + пояс, П – пояс, Без ничего – плавание без вспомогательных средств. Группы движений (от I до V): I – адаптационные движения; II – движения, рассчитанные на выталкивающую силу воды; III – спады, прыжки и ныряния; IV – локомоции (движения с помощью ног); V – обучение дыханию в воде
Фото 1. Плавание в одежде
Фото 2. Использование спасательных кругов
Фото 3. Использование манекенов
Фото 4
Фото 5. Ныряние детей в глубину с доставанием различных предметов и манекена
Фото 6. Отработка детьми приемов бросания жутки и транспортировка утопающего с помощью бойки СП (SP) «Молибу» на открытой воде. (Солнечный патруль)

ˑ: 

«Водное спасательство» как средство обучения плаванию детей-дошкольников (Польский опыт)

Доктор биологических наук, профессор В.Ю. Давыдов. Волгоградская государственная академия физической культуры. Софья Кравчик, Яцек Кравчик. Академия физического воспитания Иосефа Пилсудского, Варшава, Польша

Введение. Вопросами спасения людей на водах в России занималось общество ОСВОД (Общество спасения на водах), а в настоящий момент МЧС, в Польше эти же функции выполняет ВОПР (Водная спасательная добровольная готовность), где готовят инструкторов-спасателей (ратовников водных) с выдачей документов с которыми можно работать во всех странах Европы и Мира. Многим россиянам известен американский фильм «Спасатели Молибу», где очень хорошо показаны различные стороны работы спасателей и их спасательный инвентарь. Отдельные элементы подготовки спасателей используются в школе плавания АWF в Варшаве при обучении маленьких детей, уже имеющих плавать.

В школе плавания АWF в Варшаве в течение 15 лет проводятся занятия по обучению плаванию маленьких 4-6 летних детей. Эта программа обучения рассчитана  по времени проведения с января по июнь месяц, нагрузка преподавателей около 30 уроков, один урок проводится по времени 45 минут один раз в неделю, только по выходным дням (в этот период не проводятся занятия в праздники и каникулы школьников зимой и весной). Программа курса обучения плаванию предусматривает теоретические и практические разделы. Дети обучаются плавать вместе с родителями.

Заключение

При выполнении этих упражнений дети могут получить различные прикладные навыки, которые могут пригодиться им в дальнейшей жизни. Всестороннее изучение плавательных умений и навыков  дает возможность детям получить новые умения и навыки и знания  в спасательстве. Эти навыки  могут влиять на безопасность пребывания детей на воде.

Мы считаем что упражнения, которые выполняются в нашей программе помогу другим инструкторам или тренерам по плаванию при обучении спасательству. Они могут быть использованы другими тренерами и в других водных видах спорта. Перед инструкторами и тренерами по плаванию стоит задача популиризации плавания и популиризации безопасности нахождения на воде детей  и взрослых. А слова этих стихов останутся на долгие годы в памяти ребенка.

«Озера и реки, ручьи и пруды,

Куда не посмотришь – владенья воды.

И в светлые эти владенья,

Разосланы всем приглашенья.

Но помни: опасна вода иногда,

И плавать учись, день за днем,

И станет тогда послушной вода!

И скажет река: «Поплывем!»

Литература

1.      Bartkowiak E., Witkowski M. (1986) Nauczanie pływania. Podstawy bezpieczeństwa w wodzie, Młodzieżowa Agencja Wydawnicza, Warszawa.

2.      Давыдов В.Ю. Плавание в оздоровительном лагере. Учебно-методическое пособие. – Волгоград, 1995. – 96с.

3.      Давыдов В.Ю. Безопасность на воде и оказание помощи пострадавшим. – М.: Советский спорт, 2007. – 100с.

4.      Donelly A. (2003) Gry i zabawy dla najmłodszych. Dla dzieci w wieku 0-4 lat. Wyd. Liber

5.      Krawczyk Z., Czekalska J. (1995) 10-lekcyjny kurs nauki pływania dzieci w wieku 1-3 lat, Kultura Fizyczna nr 3-4.

6.      Krawczyk Z.,Krawczyk J. Pływanie niemowląt jako forma rekreacji rodzinnej. Praca zbiorowa pod redakcją Dąbrowskiego A.: (2003) Płock. Uczestnictwo Polaków rekreacji ruchowej i jego uwarunkowania. Wyd. AWF i Szkoła Wyższa im. P. Włodkowica w Płocku. Str.405.

7.      Krawczyk Z., Krawczyk J. Davydov V. Методика обучению плаванию грудных детей и детей до четырех лет в Варшаве //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – М: Теория и практика физической культуры, 2008 . С. 64-70.

8.      Nad woda (1995) / Red. Мozer W. – Kajetanów

9.      Ostrowski A. (2003) Zabawy i rekreacja w wodzie. WsiP

10. Praca zbiorowa pod red. Sality J. (2000) Rekreacja i fitness w wodzie. Wyd. Olsztyńska Szkoła Wyższa.

11. Vialles C. (2000) 100 zabaw dla dzieci 3-letnich. Wyd Siedmiogród.

12. http://www.nurkomania.pl

13. http://www.arteam.com.pl/

14. http://www.kevisport.pl

Информация для связи с автором: Владимир Давыдов [v-davydov55@list.ru]