Воспитание психомоторных способностей и скоростных характеристик мышления юных дзюдоистов как факторов успешной соревновательной деятельности

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко1
Магистрант К.А. Кабанова1
Т.Н. Луговских2
1Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва
2Центр спорта и образования «Самбо-70» Москомспорта, Москва

Цель исследования заключается в определении значимости воспитания психомоторных способностей и скоростных проявлений мышления как факторов соревновательной успешности юных дзюдоистов различных весовых категорий. Изучение данных педагогического наблюдения, интервьюирования, тестирования и сравнительно-сопоставительного анализа позволило выявить актуальный образовательный запрос дзюдоистов всех весовых категорий: на воспитание быстроты сложной двигательной реакции, реакции выбора, оперативного мышления, ловкости при единоборствах, способности к перестройке тактики соревновательного поведения; на освоение рецептивной стратегии реагирования, контратакующей тактики, вариативности способов ответа на ситуацию; на развитие творческого мышления, темпа атакующих и защитных действий, поленезависимости и умения навязывать свою тактику. Выделены педагогические подходы тренеров, содействующие в большей и меньшей степени развитию у дзюдоистов данных качеств и способностей. Определены высокие факторные веса быстроты сложной двигательной реакции, способности к перестройке тактики соревновательного поведения, реакции выбора, влияющие на выигранные схватки и количество призовых мест. Проведенный кластерный анализ позволил подтвердить степень значимости скоростных параметров соревновательной активности и вариативности поведения, в ряду вышестоящих кластеров представлены сопрягающиеся: диада «весовые категории» – «количество соревнований» и последовательно выстраивающаяся триада – «способность к перестройке тактики соревновательного поведения», «вариативность техники», «демонстрация контратакующей тактики».

Ключевые слова: юные дзюдоисты, весовые категории, факторы соревновательной успешности, психомоторные способности, скоростные характеристики мышления, воспитание, педагогические подходы.

Литература

  1. Апойко Р. Н. Взаимосвязь спортивно-технических показателей и весовых категорий спортсменов в современной вольной борьбе / Р. Н. Апойко, Б. И. Тараканов // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. – 2014. – № 6 (112). – С. 17–23.
  2. Ким Т. К. Оценка эффективности методики профилактики и коррекции структурно-функциональных изменений опорно-двигательного аппарата дзюдоистов на основе учета их моторного профиля / Т. К. Ким, А.А Подлесных // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 1. – С. 102–104.
  3. Крикуха Ю. Ю. Анализ показателей психомоторных способностей квалифицированных борцов с учетом весовых категорий / Ю. Ю. Крикуха, И. Ю. Горская // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2–2. – С. 342.
  4. Кузьменко Г. А. Структурный анализ интеллектуальных трудностей соревновательной деятельности юных спортсменов / Г. А. Кузьменко // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 2 (февраль). – С. 100–102.
  5. Лубышева Л. И. Интеграция физического и психического развития человека на основе кинезиологического подхода в процессе решения двигательных задач / Д. И. Лубышева, А. И. Загревская / Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма. – Материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием/Л. И. Лубышева, А. И. Загревская. – Нижневартовск: НГУ, 2016. – С. 283–286.