Интеллектуальное развитие школьников-спортсменов

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор И.И. Портнягин

ˑ: 

Интеллектуальное развитие школьников-спортсменов

Доктор педагогических наук, профессор И.И. Портнягин. Кандидат педагогических наук В.Г. Торговкин. Северо-Восточный федеральный университет, Якутск

Ключевые слова: личность, формирование, индивидуальная работа, интеллект.

Проблема полноценного развития личности, проявления ее индивидуальности во благо общественным интересам – центральная проблема педагогической науки. Полноценное развитие человека возможно осуществить, начиная с детского возраста. В определенной мере синонимом понятия «полноценное развитие» может являться «разностороннее развитие» личности. Существует реальная проблема реализации этой цели воспитания при одностороннем проявлении способностей и мотиваций человека. В этой связи требуются специальные психолого-педагогические исследования компенсаторных механизмов и педагогических потенциалов, способствующих избежать деформации личности и стимулирующих ее к большим проявлениям возможности адаптироваться в многообразном социальном мире.

Целью исследования является раскрытие теоретико-методологических основ развития интеллектуальных сил и возможностей школьников-спортсменов.

Выводы

·     интеллектуальное развитие личности школьника в процессе спортивной деятельности представляет собой педагогически организованный поэтапный процесс, в ходе которого возникает и нарастает расширение мотивационной сферы школьников, определяющей их отношение к жизни, труду, себе, людям, за рамки узкоспортивных интересов для преодоления их одностороннего развитии и осознания ими необходимости овладения разносторонними знаниями;

·     источником противоречивых взаимосвязей компонентов развития интеллекта, ведущих к целостности, выступает доминирующее явление педагогического процесса, основанное на взаимодействии в системе «ученик- педагог-тренер-детский спортивный коллектив», которое oобусловливает содержание спортивной деятельности, субъект-субъективные позиции воспитанников и педагога-тренера (стимулирование, содействие, взаимопонимание);

·     уровень развития интеллекта школьников определяет саморегуляцию их поведения, которая является основой психологических механизмов обеспечения единства сознания и поведения личности; интеллектуальное развитие обусловливается широким применением на занятиях по физической культуре и спорту методов и приемов, развивающих наряду с моторикой индуктивное и дедуктивное мышление, логические рассуждения и абстрагирование, аналитические и синтетические способности и т.д.

·     высокий уровень развития интеллекта обеспечивает проявление личностно-социальной активности, соответствует целям воспитания и самовоспитания, способствует переходу внешней регуляции во внутреннюю саморегуляцию, повышает уровень творческого потенциала;

·     эффективность процесса развития интеллекта личности школьника обусловлена его этапами, каждому из которых свойственны особые взаимосвязи компонентов, его составляющих, преодолением основных противоречий между разными по ценности мотивами деятельности и проявлением усилий для достижения поставленной цели;

·     принципиальным условием, обеспечивающим продуктивность развития интеллекта школьника-спортсмена, являются самодеятельные способы ее организации, когда учащиеся занимают субъектную позицию. Увеличение потенциала самостоятельности в активной учебной, внеучебной и спортивной деятельности ведет к заинтересованности, к обогащению мотивации участников взаимодействия. Самодеятельность обеспечивает самоутверждение и самовыражение личности ребенка в разнообразных делах и способах повеления, позицию школьника, действующего активно и самостоятельно, проявляющего общественную инициативу и независимость в ситуациях разной степени сложности. Выделены следующие педагогические условия, обеспечивающие в своем комплексе развитие интеллектуальных способностей детей: мотивация детей, отношение их к другим учебным занятиям в школе, зависимость развития личности школьников от направленности занятий, активная жизненная позиция, рациональное проведение свободного времени, их профессиональная ориентация. Такая организация ведет к субъективности личности школьников-спортсменов, выступающей в качестве условия и результата интеллектуального развития школьника.

Литература

1.Майнберг Эгхард. Основные проблемы педагогики спорта. М: Аспект Пресс, 2005. 318 с.

2.Платонов В.Н. Система спортивной подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев: Олимпийская литература, 2006. 318 с.

3.Портнягин И.И. Воспитание интеллектуально развитой личности. Якутск: Изд-во СВФУ, 2010. 168 с.

4.Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. М.: Советский спорт, 2010. 340 с.

5.Portnyagin I.I. The intellectual development of the schoolpupil- sportsman. M: Academia, 2000. 96 с.

Информация для связи: iosif.portnyagin@mail.ru

Поступила в редакцию: 20.02.2012 г.