Мотивация профессиональной деятельности преподавателей как фактор отношения студентов к занятиям физической культурой в вузе

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Г.В. Солдатова1
Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Изотов2
И.В. Бобров2
1Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

Целью исследования стало определение взаимосвязи между мотивацией преподавателей физической культуры вуза к профессиональной деятельности и отношением студентов к учебным занятиям по физической культуре. В научной работе приняли участие 22 преподавателя физической культуры разного возраста и педагогического стажа и 216 студентов разных специальностей и курсов обучения, разного пола Национального минерально-сырьевого университета «Горный». Для опроса применялись модифицированные варианты методики изучения мотивации и удовлетворенности профессиональной деятельностью и методики изучения отношения к учебной деятельности Г.В. Лозовой. В результате исследования преподавателей физической культуры вуза и их студентов была установлена связь профессиональной мотивации преподавателей с отношением студентов к этим занятиям. Посредством корреляционного анализа доказано, что наибольшее значение для формирования положительного отношения студентов к занятиям физической культурой имеют «внутренние» профессиональные мотивы преподавателей, связанные с содержанием профессионально-педагогической деятельности (особенно мотивы достижения хороших отношений со студентами, поддержания высокого уровня профессиональной подготовленности, возможности реализации потребностей в самосовершенствовании и творчестве).

Ключевые слова: физическая культура, занятия, мотивация, удовлетворенность, преподаватели, студенты.

Литература

  1. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: КНОРУС, 2012. – 240 с.
  2. Григорьев В.И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления / В.И. Григорьев // Теория и практика физ. культуры. – 2004. – № 2. – С. 54-61.
  3. Григорьева С.А. Отношение студентов экономического вуза к занятиям по физической культуре / С.А. Григорьева, Е.С. Полтавцева // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. статей матер. XII межунар. науч.-практ. конф. № 12 (34). Ч. 1. – Новосибирск.: СибАК, 2016. – С. 104-108.
  4. Ильин Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 640 с.
  5. Киэлевяйнен Л.М. Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-образовательном процессе педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.М. Киэлевяйнен. – Тверь, 2012. – 22 с.
  6. Кондаков В.Л. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза / В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина, Н.В. Балышева и др. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – С. 1043.
  7. Лозовая Г.В. Методика изучения мотивации и удовлетворенности профессиональной деятельностью / Г.В. Лозовая // Психологические основы педагогической деятельностью: Матер. межвуз. науч. конф. – СПб.: ГАФК, 2001. – С. 115-118.
  8. Лозовая Г.В. Методики изучения отношения к учебной деятельности / Г.В. Лозовая // Психологические основы педагогической деятельности: Матер. 30-й науч. конф. – СПб.: ГАФК, 2003. – С. 53-55.
  9. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе / Р.С. Наговицын // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8-2. – С. 293-298.
  10. Шинкаренко О.В. Организация физкультурно-обра­зо­ва­те­ль­ной среды для формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом у студентов : автореф. ... дис. канд. пед. наук / О.В. Шинкаренко. – Набережные Челны, 2009. – 24 с.
  11. Широбоков Д.В. Активизация физкультурно-спортивной деятельности студентов в контексте здорового образа жизни с помощью рейтинг-контроля: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.В. Широбоков. – Тобольск, 2009. – 20 с.