Интеграционные процессы в спортивной науке на современном этапе развития научного знания

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ Л.И. Лубышева1
Кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник физической культуры РФ В.П. Моченов1
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Рассмотрены современные тенденции развития научного знания и влияние социокультурных процессов на научные исследования в сфере физической культуры и спорта. Проведен теоретико-методологический анализ интеграционных процессов в спортивной науке. Выявлены методологические проблемы, от решения которых зависит дальнейшее развитие спортивной науки. Современная ситуация в спортивной науке характеризуется переходом к принципиально новым научно-исследовательским технологиям, опирающимся  на организацию трансдисциплинарных исследований, обеспечивающих тесное взаимодействие представителей разнопредметных дисциплин без жесткого подчинения их единой научной теории.
Активное включение в проблемное поле спортивной науки новых прорывных технологий в области генетики, нейробиологии, нейропсихологии, искусственного интеллекта сопровождается привлечением академических центров к разработке спортивной проблематики, что оказывает существенное влияние на сам характер научно-исследовательской деятельности в сфере спорта.
В условиях смены исследовательских парадигм от организаторов науки требуется активная поддержка новых научных направлений, создание дискуссионных площадок, активное стимулирование работ по формированию адекватных теоретико-методологических основ спортивной науки. Через систему грантов следует сформулировать заказ на обновление теоретико-методологического арсенала спортивной науки.

Ключевые слова: спортивная наука, методология научных исследований, трансдисциплинарность, интеграционные процессы, теория спортивной подготовки, постнеклассическая наука.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт,  2009. – 220 с.
  2. Дмитриев С.В. Социокультурная теория двигательных действий человека / С.В. Дмитриев. – Нижний Новгород, 2011. – 359 с.
  3. Киященко Л. Конвергенция биологических, информационных, нано- и когнитивных технологий: вызов философии. Матер. круглого стола / Л. Киященко // Вопросы философии. – 2012. – № 12. – С. 3-24.
  4. Князева Е.Н. Трансдисциплинарные когнитивные стратегии в науке будущего / Е.Н. Князева // Вызов познанию. – М., 2004. – С. 29-49.
  5. Корягина Ю.В. Анализ инновационных разработок и технологий ведущих научных лабораторий мира по подготовке спортсменов олимпийских видов спорта / Ю.В. Корягина и др. // Фундаментальные и прикладные исследования физической культуры, спорта, олимпизма: традиции и инновации: матер. I  Всерос. науч.-практ. конф. 24-25 мая 2017 г. – М.: РГУФКСМиТ, 2017. – С. 49-57.
  6. Кузин В.В Интегративная биосоциальная антропология / В.В. Кузин, Б.А. Никитюк. – М.: ФОН, 1996. – 220 с.
  7. Лубышева Л.И. Современная спортивная наука: от стагнации к новой парадигме развития / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 3-5.
  8. Лубышева Л.И. Новый концептуальный подход к современному пониманию социальной природы спорта / Л.И. Лубышева, В.П. Моченов // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – №  4. – С. 94-101.
  9. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты [Текст]: учебник для вузов физ. культуры / Л.П. Матвеев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 340 с.
  10. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.
  11. Стёпин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации / В.С. Стёпин // Вопросы философии. – 1989. – № 10. – С. 3-18.
  12. Швырев В.С. О соотношении познавательной и проективно-конструктивной функций в классической и современной науке / В.С. Швырев // Познание, понимание, конструирование. – М., 2008. – С. 30-48.