Формирование способности к прогнозированию двигательных действий волейболисток 15-17 лет

Фотографии: 

Аспирант Н.В. Аврамова

ˑ: 

Формирование способности к прогнозированию двигательных действий волейболисток 15-17 лет

Аспирант Н.В. Аврамова. Доктор педагогических наук, профессор Л.Д. Назаренко. Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск

Ключевые слова: волейбол, технические приемы, способности к прогнозированию, методика формирования, физическая подготовленность, критерии оценки, педагогический эксперимент.

Игровая деятельность волейболистов характеризуется большим разнообразием движений, соответствующих характеру раздражителей, поступающих из внешней среды и требующей адекватного реагирования. Формирование спортивного мастерства волейболиста занимает длительное время и на первом этапе подготовки выполнение двигательных действий требует значительно большего мышечного напряжения, что обусловлено недостаточным уровнем согласованности двигательных и вегетативных функций. По мере повышения тренированности происходит упорядочение деятельности физиологических систем, повышение взаимодействия различных мышечных групп в ответ на соответствующие раздражители, что обусловливает качественное улучшение спортивной деятельности.

Особенностью игровой деятельности волейболистов является зависимость результата выполнения технического приема от степени согласованности моторных актов партнеров, так как, являясь коллективной игрой, волейбол требует четкой согласованности движений с учетом последовательности их выполнения и сложности структурных компонентов, составляющих содержание выполняемого технического приема [1-3].

Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости формирования способности к прогнозированию действий партнеров по игровому взаимодействию.

Задачи:

1.                 Определение компонентов прогнозирования двигательных действий волейболисток, выполняющих один и тот же технический прием.

2.                 Выявление приемов формирования способности к прогнозированию действий волейболисток и экспериментальная проверка их эффективности.

Литература

1.        Железняк, Ю.Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе  / Железняк Ю.Д., Шипулин Г.Я., Сердюков О.Э. // Теория и практика физ. культуры: Тренер: Журнал в журнале. - 2004. - N 4. - С. 30-33.

2.        Железняк, Ю.Д. Волейбол: - У истоков мастерства / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский // Под ред. Ю.В. Питерцева. –М.:Изд-во ФАИР-ПРЕСС», 1998.-336.-ил.

3.        Ивойлов, А.В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки /А.В. Ивойлов. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 152 с., ил.

4.        Игуменов, В.М. Понятие «Модель спортивного противоборства», его научный и практический смысл / В.М. Игуменов, Р.А. Пилоян, Г.С. Туманян // Теория и практика физической культуры. – 1986. - №9.- с. 24-26.

5.        Каширин, В.А. Развитие способности к прогнозированию двигательных действий у волейболистов массовых разрядов / В.А. Каширин, Л.Д. Назаренко. Становление спортивной науки: опыт и перспективы: материалы международной научно-практической конференции. Том 2. – Оренбург. – 2007. – с.145-150.

6.        Клещев, Ю.Н. Волейбол / Ю.Н. Клещев. – М.: СпортАкадем Пресс., 2003. – 189 с.

7.        Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: Учебное пособие / Ю.Н. Клещев. – М.: СпортАкадем Пресс, 2002. – 192 с.

8.        Топышев, О.П. Динамика физической подготовленности волейболистов в подготовительном периоде / О.П. Топышев, А.В. Беляев, Е.В. Фомин, О.С. Касмалиев // Теория и практика физической культуры, 1988, № 3, с 54-56.

Статья поступила в редакцию: 07.11.2011 г.

Информация для связи с автором: elena_funina@mail.ru