Отношение к учебным занятиям по физической культуре студентов технических вузов

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент Е.А. Изотов1
Кандидат психологических наук, доцент Г.В. Солдатова2
А.О. Филатов1
1Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург

Результаты исследования, в котором приняли участие 158 студентов тех- нического вуза, показали, что они обладают средним уровнем мотивации и удовлетворенности по отношению к занятиям физической культурой в вузе. Наиболее выраженными являются формальные по отношению к содержа- нию занятий мотивы достижения высокой успеваемости по предмету и вы- полнения своих обязанностей в качестве студента (этими же параметрами студенты наиболее удовлетворены).
Однако общий уровень мотивации занятий физической культурой зависит от силы мотивов достижения высокого спортивного результата, улучшения здоровья, вознаграждения за учебу в виде публичной оценки достижений и общения с преподавателем. А общая удовлетворенность студентов занятия- ми физической культурой в рамках учебного процесса обусловлена дости- жением высокого спортивного результата, а также собственным физиче- ским самосовершенствованием, успеваемостью по предмету и улучшением своего здоровья. Связь общей мотивации занятий физической культурой с удовлетворенностью ими обуславливается спортивными достижениями студентов, что свидетельствует о полной нереализованности оздоровитель- ного потенциала данного предмета.

Ключевые слова: физическая культура, занятия, отношение, мотивация, удовлетворенность, студенты.

Литература
1. Киэлевяйнен Л.М. Формирование у студентов ценностно-смыс- лового отношения к здоровому образу жизни в физкультурно-об- разовательном процессе педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.М. Киэлевяйнен. – Тверь, 2012. – 22 с.
2. Лозовая Г.В. Методики изучения отношения к учебной деятель- ности / Г.В. Лозовая // «Психологические основы педагогической деятельности»: Матер. 30-й науч. конф. – СПб.: ГАФК, 2003. – С. 53-55.
3. Николаев А.Н. Психология тренерской деятельности в детско- юношеском спорте: автореф. дис. … докт. псх наук / А.Н. Никола- ев. – СПб., 2005. – 45 с.
4. Руденко Г.В. Роль педагогических условий в процессе подготов- ки специалиста в высшей школе / Г.В. Руденко, И.А. Панченко // Записки Горного института. – 2011. – Т. 193. – С. 143-146.
5. Салпагарова А.У. Психологические условия удовлетворенности студента образовательными услугами вуза: автореф. дис. … канд. псх наук / А.У. Салпагарова. – Черкесск, 2005. – 20 с.
6. Теленков Д.В. Влияние отношения к учебной и спортивной деятель- ности на их успешность у студентов вузов физической культуры: дис.
... канд. псх. наук / Д.В. Теленков. – СПб., 2009. – 209 с.
7. Шинкаренко О.В. Организация физкультурно-образовательной среды для формирования потребности в занятиях физической культурой и спортом у студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ О.В. Шинкаренко. – Набережные Челны, 2009. – 24 с.
8. Широбоков Д.В. Активизация физкультурно-спортивной дея- тельности студентов в контексте здорового образа жизни с по- мощью рейтинг-контроля: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.В. Широбоков. – Тобольск, 2009. – 20 с.