Модель формирования спортивной культуры каратистов 11-13 лет

Фотографии: 

Соискательница Е.О. Рыбакова
Модель формирования спортивной культуры каратистов 11-13 лет

ˑ: 

Модель формирования спортивной культуры каратистов 11-13 лет

Соискательница Е.О. Рыбакова. Кандидат педагогических наук, доцент Т.Н. Шутова. Чайковский государственный институт физической культуры, Г. Чайковский

Ключевые слова: спортивная культура, ее компоненты и педагогические условия формирования; киокушинкай-карате.

Актуальность исследования. На сегодняшний день актуальными являются поиск педагогических условий позитивного ценностного отношения индивида к спорту, а также социальная деятельность и ее результаты по усвоению, сохранению связанных со спортом ценностей. Исследованию проблемы формирования спортивной культуры подрастающего поколения [4, 1] в последнее время уделяется большое внимание [4, 1, 3, 5]. В данном аспекте значительный потенциал в плане личностного развития подростков имеют учреждения дополнительного образования спортивного профиля, которые решают одну из важнейших задач развития физической культуры и спорта в нашей стране, – увеличение процента занимающихся в спортивных секциях, формирование у них потребности в регулярных занятиях [2, 5]. В свою очередь, карате обладает высоким культурологическим потенциалом, в связи с чем выбран именно этот вид единоборств в формировании спортивной культуры [3].

Цель исследования – разработать модель формирования спортивной культуры каратистов 11-13 лет.

Методы и организация исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, функциональная диагностика, социологические методы, педагогическое тестирование, антропометрические измерения, методы математико-статистической обработки эмпирических данных. Педагогический эксперимент осуществлялся в г. Чайковском Пермского края с 2009 по 2011 г., в котором приняли участие 50 школьников экспериментальных групп.

Выводы. Использование разработанной модели формирования спортивной культуры каратистов 11-13 лет стиля киокушинкай позволило достичь высоких результатов физической подготовленности спортсменов (как операциональный компонент); по уровню знаний спортивной культуры; за счет предоставленных педагогических условий удалось сформировать спортивный образ жизни (праксиологический компонент).

Литература

1. Баринов С.Ю. Концептуальные положения теории формирования спортивной культуры личности / С.Ю. Баринов // Теория и практика физ. культуры. –2011. – № 1. – С. 48–52.

2. Бельц В.Э. Влияние занятий каратэ-до на социализацию подростков / В.Э. Бельц, Ю.Т. Ревякин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 5. – С. 37–38.

3. Кондратьев А.Н. Традиционное каратэ как компонент российской спортивной культуры / А.Н. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 6. – С. 47–48.

4. Лубышева Л.И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2009. – № 3. – С. 10–14.

5. Романович В.А. Эффективность инновационного содержания спортивного образования в старшей школе / В.А. Романович // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 5. – С. 8–11.

Информация для связи с автором: elenakova@inbox.ru

Поступила в редакцию 07.11.2011 г.